«Коммерсантъ»: Mercedes-Benz может окончательно уйти из России
Лента новостей
Почему Mercedes принял такое решение, что будет с сотрудниками корпорации и кто может купить имущество немецкого автоконцерна?
Mercedes-Benz хочет продать свой завод по сборке автомобилей в подмосковном Есипове, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. По их словам, сделка находится уже на заключительной стадии, покупателем станет российский дилер, главный претендент — «Автодом».
Причем еще в начале июля стало известно, что Mercedes планирует продать одному из дилеров и другое имущество в стране, в том числе дилерский центр, склад и офис.
Опрошенные Business FM эксперты в один голос говорят: Mercedes не хочет уходить с российского рынка. Представительство компании было даже во времена Советского Союза. Корпорация приложила много усилий, чтобы создать успешный бренд и эффективный сервис. Но в текущей ситуации издержки слишком высоки. Как минимум репутационные. К тому же, как у всех в отрасли, есть сложности с поставками комплектующих и продажами. По данным «Автостата», за период с января по июль у Mercedes они снизились почти на 40%. Один из сотрудников завода автоконцерна в Есипове рассказал Business FM, что официальная позиция руководства следующая: точной информации пока нет, компания держит курс на продолжение работы на российском рынке, но вариант ухода тоже рассматривается. В таком случае всех сотрудников завода уволят.
На вопрос, много ли сейчас работы, наш собеседник не ответил, сославшись на коммерческую тайну. Но сказал, что ходит на предприятие по мере необходимости, а некоторые коллеги уже начали искать подработку. Ситуация неопределенная, но дела у Mercedes идут плохо, отмечают эксперты.
Исходя из отчета компании за второй квартал, с января по июнь потери бизнеса в стране в легковом сегменте составили больше 650 млн евро. Также в документе упомянуты риски экспроприации имущества бренда в России, и некоторые предполагают, что корпорация хочет уходить именно из этих опасений. Теоретически экспроприация возможна, но на нее вряд ли кто-то пойдет, это бессмысленно, уверяет главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
— Все-таки есть трезвые люди, которые понимают, что, если мы конфискуем, экспроприируем, заберем какой-то завод, мы заберем просто коробку с оборудованием. У меня ассоциация: пустая квартира, в которой есть плита и сковорода. Можно на ней готовить? Можно, если есть повар и ингредиенты, продукты.
— Кого-то привлечь из отечественных производителей?
— У нас два отечественных производителя легковых автомобилей — УАЗ и «АвтоВАЗ», у которых избыток производственных мощностей. Не нужны никому лишние. Это просто обуза сплошная, если у вас только нет готового понимания, готового проекта и компании, которая хочет зайти на рынок».
Такой готовый проект, возможно, есть у дилера «Автодом». Участники рынка называют его главным претендентом на завод Mercedes. А значит, вероятно, и на другое имущество бренда: склад, офис и дилерский центр. Представители дилера ранее заявляли, что хотят расширить бизнес и выйти в новые сегменты. Более того, глава «Автодома» в интервью «Автостату» рассказывал, что компания хочет развиваться не только в авторетейле, но и в автопроизводстве.
Завод Mercedes может заинтересовать и партнеров из дружественных стран. Китайская Chery, у которой есть проект по локализации производства в России с концерном «Соллерс», передумала выпускать машины на заводе УАЗ из-за риска вторичных санкций, написали «Ведомости». Ульяновский автозавод попал под ограничения ЕС еще в начале июня. Теперь китайская компания ищет новую производственную площадку. И завод Mercedes мог бы ей подойти. Продолжит гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:
Дмитрий Чумаков гендиректор Vector Market Research «Проще всего было бы использовать завод для производства каких-то новых электромобилей из тех стран, с которыми у нас сейчас улучшаются деловые связи. Например, в Китае есть огромное количество современных, очень интересных электромобилей, сейчас они прежде всего продаются на локальном рынке, потому что спрос у них на такие автомобили очень высокий. И для того чтобы такие автомобили попадали на новые рынки, необходимо, чтобы там были современные производственные площадки. Определенная перестройка, конечно, будет нужна, главное, что определенная основа на месте уже есть».
Впрочем, цель потенциальной сделки немецкого автоконцерна с одним из дилеров — это защитить владельцев Mercedes, отмечает Артем Бобцов. Корпорация хочет дать возможность кому-то в России относительно легально поставлять запчасти в Россию и обслуживать машины, в том числе по гарантии. Для Mercedes важна репутация в мировом сообществе в условиях санкций против России. Однако значение репутации в глазах клиентов, купивших автомобиль, тоже сложно переоценить.