16+
Вторник, 3 декабря 2024
  • BRENT $ 73.43 / ₽ 7870
  • RTS753.42
26 августа 2022, 19:35 Компании

В Казахстане релоцируются более двух сотен компаний, ушедших из России

Лента новостей

Почему уходящий из России бизнес смотрит именно в сторону Казахстана и как может развиваться сотрудничество с российскими партнерами и клиентами этих компаний после релокации?

Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов.
Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов. Фото: Александр Астафьев/ТАСС

Казахстан релоцирует более 250 компаний, ушедших из России, заявил премьер-министр страны Алихан Смаилов в интервью порталу Tengrinews.kz. По его словам, это преимущественно западные компании из несырьевого сектора, и 45 из них уже приняли решение перейти на рынок Казахстана.

В числе тех, кто планирует переезд, премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов назвал, например, компанию Skoda. Означает ли это, что россияне смогут вновь покупать «Октавии» и «Кодиаки», собранные в Казахстане? Гендиректор инвестиционной компании «Инфраструктура России» Станислав Машагин считает, что да:

Станислав МашагинСтанислав Машагин гендиректор инвесткомпании «Инфраструктура России» «Компании под юрисдикцией Казахстана автоматически уходят из-под санкций. Все, что не российское, все хорошо, даже уругвайское, казахстанское, какое угодно другое. Поэтому компании прежде всего решают вопрос с заказами, и одновременно решаются вопросы с реализацией продукции. Все товары и даже услуги и работы, произведенные на территории России и Казахстана, могут реализовываться на всей территории Евразийского экономического содружества. То есть мы, производя в Алма-Ате что угодно, сразу автоматически можем это продавать в России».

Независимый журналист из Казахстана Ярослав Разумов оптимизма Станислава Машагина не разделяет. За последние десятилетия в Казахстане было запущено уже несколько масштабных проектов по диверсификации экономики с целью развить производство. И все закончились ничем. Нет кадров низового звена. Нет управленцев, и очень маленький рынок сбыта. И если кадры теоретически можно привезти из России (что в случае с крупным производством сделать будет крайне трудно), то рынок сбыта вряд ли станет больше. Все боятся вторичных санкций, говорит Ярослав Разумов:

Ярослав Разумов журналист из Казахстана «Как будут на это смотреть те, кто инициировал антироссийские санкции? Было бы, наверное, неплохо для Казахстана и России, если бы западные правительства, западные власти смотрели бы на это спокойно либо вообще никак не смотрели, но, мне кажется, довольно сомнительно вводить санкции против западного бизнеса, который работает в России, то есть против России через такие компании и смотреть на то, что они переедут в Казахстан и будут там производить ту же самую товарную продукцию и поставлять в Россию, ну, мне кажется, это довольно абсурдно. Скорее всего, вот именно в этом случае Казахстан может оказаться перед угрозой введения вторичных санкций».

Но все забывают, что те же машины как таковые к ввозу в Россию не запрещены. Под санкциями только дорогие — стоимостью выше 50 тысяч евро. Ту же Skoda, по идее, можно. Но! Продолжает основатель ИК «Фридом ыинанс» Тимур Турлов:

Тимур Турлов основатель ИК «Фридом финанс» «Риски вторичных санкций возникают только тогда, когда ты помогаешь эти санкции обходить, когда ты через Казахстан, например, пытаешься ввезти какой-то товар, который ввозить нельзя, если этот товар в Россию не запрещен к ввозу в принципе, там риска вторичных санкций никакого нет. Другое дело, что, если, например, сама по себе условно Skoda или кто-то другой, Samsung хоть, не хочет свои товары продавать в России, то их полноценно ввозить через Казахстан все равно не получится, то есть Казахстан это экономика в десять раз меньше, и квоты, которые выделяются по товару, они тоже в десять раз меньше. Samsung не начнет грузить в Казахстан в десять раз больше телефонов, если сейчас дилеры в Казахстане начнут такой спрос показывать, поэтому, тоже повторюсь, все равно будет недостаточно и будет дорого».

Узбекистан вот, например, уже выпускает внедорожники Chevrolet Tracker. Но в Россию они массово не идут. А в Казахстане не то что на уровне дилеров — на уровне сделок с физлицами все довольно сложно, отмечает владелец проекта «Автомаркетолог», экс-президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Олег Евгеньевич Мосеев:

Олег Евгеньевич Мосеев владелец проекта «Автомаркетолог», экс-президент Ассоциации российских автомобильных дилеров «Даже те машины, которые есть в Казахстане, дилеры сначала продают физическому лицу с казахским паспортом, а потом это физическое лицо уже продает его россиянину, тоже физическому лицу в большинстве случаев, просто потому что так проще вести. Поэтому релокация Skoda в Казахстан, если у всей группы, скорее всего, у всего Volkswagen не поменяется позиция по отношению к России, а она поменяется только в том случае, если в Европе что-то начнет меняться, потому что очевидно, что бренды не хотели уходить и не хотят уходить. И поэтому тянут до последнего с объявлением об уходе с российского рынка, но политическая ситуация такова, что они не могут по-другому себя вести».

Возвращась к релокации, та же компания «Фридом финанс» уже это сделала. То есть у собеседника Business FM Тимура Турлова есть реальный опыт, и он признает, что одно дело перевезти туда офис финансовой структуры и совсем другое — это производство.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию