«Не прецедентное право». Как Мособлсуд оставил срок в 14 лет американцу Марку Фогелю
Лента новостей
Защите не удалось добиться смягчения приговора преподавателю истории Марку Фогелю. Он получил внушительный срок за попытку контрабандного ввоза в Россию наркотиков. Защита намерена обратиться в кассацию
Московский областной суд отказался смягчить приговор бывшему сотруднику американского посольства в Москве, учителю истории Марку Фогелю. Он получил 14 лет в колонии строгого режима за то, что пытался провезти в Россию марихуану* и масло каннабиса*. Запрещенные в России вещества преподавателю выписали в США по медицинским показаниям*.
В вышестоящем суде защита пыталась доказать, что назначенное 61-летнему фигуранту наказание чрезмерно сурово. Адвокаты утверждали, что подобные сроки в России дают лишь профессиональным контрабандистам, с которыми их подзащитного ставить в один ряд нельзя. Однако судьи с этим согласились. При этом члены апелляционной коллегии указали, что «в России не прецедентное право» и проводить такие параллели в суде не стоит.
Рассмотрение жалобы адвокатов преподавателя англо-американской школы в Москве Марка Фогеля не вызвало такого аншлага, как состоявшийся ранее в Химкинском городском суде Подмосковья процесс по делу олимпийской чемпионки по баскетболу из США Бриттни Грайнер. За совершение аналогичных преступлений 4 августа ей назначили девять лет колонии.
Фогеля тот же Химкинский городской суд осудил раньше, 16 июня. Он признал американца виновным в контрабанде наркотиков в крупном размере (ч. 3 ст. 229.1 УК РФ) и незаконном хранении наркотических средств в крупном размере без цели сбыта (ч. 2 ст. 228).
Гражданин США был задержан 14 августа 2021 года в аэропорту «Шереметьево», после того как вместе с женой прибыл из Нью-Йорка. Там Фогель находился в отпуске, а в Москве планировал продлить контракт учителя истории в англо-американской школе. До мая 2021 года он был сотрудником посольства США в Москве и обладал дипломатическим статусом. При прохождении «зеленого коридора» на его багаж среагировали служебные собаки, обученные выявлять запрещенные вещества. В багаже иностранца нашли марихуану* и гашишное масло*. Наркотики были тщательно спрятаны. Свою вину Фогель признал. Однако раскаяние не позволило избежать сурового срока в 14 лет колонии строгого режима.
Это наказание защита и обжаловала в Московском областном суде. Адвокаты осужденного Дмитрий Освянников и Сергей Бычков просили вышестоящую инстанцию смягчить приговор. Они сочли его «несправедливым и излишне суровым».
Борьба с болью
По мнению защиты, суд не учел совокупность смягчающих вину Фогеля обстоятельств и «лишь вскользь упомянул положительные характеристики подсудимого». По словам Дмитрия Овсянникова, найденные у его подзащитного запрещенные в РФ вещества использовались «исключительно как медицинский препарат», а получил он их в США по рецепту*.
Защитники рассказали, что на протяжении последних 36 лет их подзащитный наблюдался в разных госпиталях и проходил лечение от заболеваний позвоночника. Последний неоднократно оперировали. Он пробовал все: акупунктуру, йогу, гимнастику. «Фогель даже решился на новаторский метод — ему взяли костную ткань с бедра. Но ситуация только усугубилась, теперь у него еще и бедро ноет», — поведал судьям другой адвокат американца Сергей Бычков. Он отметил, что в деле его подзащитного «целый том медицинских карт, свидетельствующих о тяжести его заболеваний».
«Осужденный не только чистосердечно признал вину, но и осознал содеянное», — в свою очередь убеждал судей Дмитрий Овсянников. По его мнению, Фогелю излишне вменили незаконное хранение наркотических средств, «так как они не находились в обороте на территории России».
Защитники просили учесть смягчающие вину подсудимого обстоятельства: немолодой возраст 61-летнего Фогеля, тот факт, что он ранее он никогда не привлекался ни к уголовной, ни к административной ответственности, имеет ряд тяжелых заболеваний и 93-летнюю мать, а также положительные характеристики.
Они просили назначить их подзащитному наказание «ниже низшего предела», нежели предусматривают вмененные ему статьи, и дать условный срок. При этом адвокаты высказали мнение, что при назначении их подзащитному наказания сыграла роль политическая составляющая. «Я всегда был патриотом нашей страны. Но мне кажется, что приговор оказался так суров, потому что он является гражданином недружественного государства», — высказал мнение Сергей Бычков.
Адвокаты также попытались приобщить к делу данные о том, что такие сроки, как получил Фогель, российские суды назначают лишь злостным контрабандистам — тем, кто пытался ввезти в Россию «тяжелые наркотики», например два килограмма героина* или несколько сотен граммов других запрещенных веществ. Они отмечали, что у Фогеля нашли наркотики «в нижних пределах допустимости» — всего несколько граммов. Однако судьи дали понять, что такие сравнения неуместны. «В России не прецедентное право», — сказала председательствующая коллегии и просьбу защиты отклонила.
«Смертный приговор»
Сам Марк Фогель, участвовавший в слушании по видео-конференц-связи из Зеленоградского СИЗО, подготовил для суда целую речь. Он рассказал, что последние девять лет жил в Москве, а его сын получил тут ученую степень по русскому языку. «Год назад я совершил трагическую ошибку, и я признал ее, пытаясь помочь следствию. Эта ошибка разрушила жизнь моей семьи и моей 93-летней матери», — сказал подсудимый.
По его словам, за последние 30 лет он тщетно пытался вылечить спину. «Во время последней операции два позвоночных диска мне были удалены и держатся только на титановом штифте. Если я случайно упаду на скользком полу в душе, я до конца дней останусь парализован», — сказал фирурант.
Он поведал, что, находясь в российском СИЗО, он несколько раз побывал в больнице, ему сделали более 60 уколов и дали более 200 таблеток обезболивающего. До ареста на протяжении 18 месяцев ему делали эпидуральную анестезию, которую обычно применяют к женщинам во время родов. «Я уверен, что вы как женщины понимаете уровень боли, которую я испытывал», — обратился он к судьям.
Фогель посетовал, что за год нахождения в СИЗО так ни разу не смог созвониться с семьей. Позже его адвокаты рассказали, что, хотя формально такое разрешение суда у осужденного есть, но в изоляторе не разрешают этого делать, так как требуется, чтобы арестованный говорил на русском языке. Однако русским языком Фогель не владеет.
Завершая свое выступление, фигурант призвал судей проявить «милосердие и мудрость» и «исправить судебную ошибку». «Если бы я убил кого-то, украл что-то по пьянке, я бы мог понять жестокость этого приговора», — сказал осужденный. Он добавил, что 14 лет колонии в его возрасте фактически означает смертный приговор. Когда подсудимый говорил, он не смог сдержать слез.
В свою очередь прокурор Мария Ермакова назвала назначенный Фогелю 14-летний срок «справедливым и соразмерным содеянному» наказанием. Она просила оставить приговор в силе. Судьи так и поступили, взяв на принятие решения около 15 минут.
«Пусть не отчаивается, мы будем бороться», — попросил переводчика передать свои слова Фогелю адвокат Сергей Бычков. Business FM он заявил, что защита будет обжаловать принятое решение в Третьем кассационном суде в Саратове. «У нас в стране иногда за убийство меньше дают. Это излишне суровый приговор», — был убежден адвокат. Защитник не исключил, что после прохождения приговором всех судебных инстанций он будет рекомендовать своему клиенту подать прошение о помиловании. Отвечая на вопрос журналистов, он признался, что защита не обладает информацией о возможности обмена фигуранта на находящихся за рубежом россиян, однако был бы рад, если бы это случилось.
Ранее в качестве кандидатов на обмен СМИ называли Бриттни Грайнер и осужденного на 16 лет за шпионаж в России гражданина США Пола Уилана. Вместо них домой могли бы отправить получившего 25-летний срок за торговлю оружием Виктора Бута. Позже в СМИ также зазвучало имя вывезенного недавно из Греции американскими спецслужбами Александра Винника. Его обвиняют в создании в США биржи криптовалют и выводе денег.
* Распространение, приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотиков, а также их употребление на территории РФ преследуются по закону. Business FM не поддерживает и не пропагандирует никакие из перечисленных деяний