С какими аудиокнигами останутся россияне после ухода Storytel?
Лента новостей
Как говорят участники отрасли, жанр аудиокниги развивался в России и до прихода Storytel, будет он развиваться и после окончания его работы. Может ли российский менеджмент компании попытаться перезапустить сервис с нуля и сколько это будет стоить?
Шведский сервис аудиокниг Storytel накануне объявил, что с 1 октября он больше не будет доступен в России. Какие есть альтернативы?
Когда Storytel пришел в Россию, тут уже были сервисы «Букмейт» и «Литрес». Но они специализировались на электронных книгах, а не на аудиоформате. Аудиокниги сейчас есть на просторах «Яндекс.Музыки», в профильных приложениях MyBook и «Букмейт». Некоторые книги можно послушать по подписке у образовательных проектов, таких, как Arzamas. Есть и менее популярные сервисы. Подписка на них в среднем дешевле, в районе 150-300 рублей. У Storytel была от 549 рублей в месяц. То есть ниша не сказать, что свободная. Да и вообще аудиокниги в российской действительности были всегда, так что приписывать все заслуги Storytel некорректно, полагает писатель Денис Драгунский, он сам в первую очередь сотрудничает с аудиоиздательством «Вимбо»:
Денис Драгунский писатель «Аудиокниги в нашей стране появились до Storytel и без Storytel. Storytel как бы вошел в струю и, как очень сильная компания, тоже в этом участвовал. Тот же «Вимбо» существовал много лет до прихода Storytel, и прекрасно продавались эти книги, они были и на дисках. До этого были аудиокниги на кассетках, так что все это было. Да, наверное, жаль. При этом аудиокниги уже никуда не денутся. У АСТ есть, например, своя фирма по звукозаписям. Storytel, скорее, играл роль агрегатора, дистрибьютора».
И все же Storytel за пять лет в России сделал гораздо больше, чем просто организовал запись аудиокниг. Другие издательства и сервисы не продвигают свой контент в подобном объеме. Записи у Storytel были максимально качественными — на уровне аудиоспектаклей. Да и вообще Storytel переоткрыл аудиоспектакли в формате аудиосериалов. «Пост» Глуховского, «Тени тевтонов» Алексея Иванова, «Даль» Юлии Яковлевой были записаны для сервиса на эксклюзивных условиях. Storytel был лидером по зарубежной аудиолитературе — около 120 тысяч наименований. К примеру, была возможность послушать Гарри Поттера в исполнении Стивена Фрая, продолжает литературный обозреватель Forbes Наталья Ломыкина, которая вела блог на Storytel:
Наталья Ломыкина литературный обозреватель Forbes «Команда российского подразделения сделала очень много для того, чтобы у нас появилась привычка слушать. Появилась привычка включать аудиокниги в машине, на пробежке, на прогулке, во время какой-то домашней уборки и так далее. Понятно, что и «Вимбо», и «Аудиокнига», и некоторые другие небольшие студии записи будут продолжать создавать аудиокниги, но сможет ли сервис типа «Литреса» компенсировать уход Storytel, я думаю, что нет. Понятно, что монополизм на этом рынке — это, в общем, грусть».
Источник Business FM сообщил, что российский менеджмент может попытаться перезапустить сервис с нуля, но это сложная и дорогостоящая история, окончательного решения пока не принято. В любом случае, россияне слушать аудиокниги точно не перестанут, считает актер Сергей Чонишвили. Его голосом говорит сотня книг на Storytel:
Сергей Чонишвили актер «Сервис-то развивающийся, я имею в виду вообще аудиокнига, и он будет дальше продолжать развиваться. Не всегда хочется слушать музыку, которая вся написана во времена Иоганна Себастьяна Баха, а дальше в основном ее модификации, хочется получать какую-то информацию, поэтому, конечно, я стопроцентно уверен, что продолжение развития аудиокниг будет, и его не остановить, как 5G на сегодняшний день. В любом случае, не знаю, сервис сменит свое название, невозможно просто что-то уничтожить, если оно уже имеет достаточно серьезные корни, а потом книжки не перестанут писать, книжки не перестанут записывать в звуке. Интерес к этому направлению не иссякнет, во всяком случае, в настоящий момент я не вижу тенденций».
4 марта Storytel объявил о приостановке работы в России: сервис перестал приобретать контент и производить новый. При этом приложение осталось доступно для действующих пользователей, они также могли продлить подписку.