В Польше и Прибалтике закрываются заводы азотных удобрений
Лента новостей
Причина — слишком высокая себестоимость продукции. Азотные удобрения производятся из аммиака, который, в свою очередь, делается из природного газа. По словам экспертов, ЕС ждет волна закрытий энергоемких производств
Из-за высоких цен на газ в Европе начинают останавливаться заводы азотных удобрений. Крупнейший производитель Прибалтики — литовский завод Achema замораживает работу с 1 сентября.
«Рекордные цены на природный газ напрямую влияют на себестоимость продукции, цены на наши удобрения становятся неконкурентоспособными по сравнению с продукцией из России и США», — отметили в компании. Achema экспортировала 70% своей продукции почти в 30 стран мира. На заводе работает 1200 человек. Еще весной завод перестал закупать российский газ и переключился на западный рынок.
Накануне из-за высоких цен на газ приостановил выпуск азотных удобрений польский завод Anwil — дочка нефтегазовой госкорпорации Orlen.
Азотные удобрения делаются из синтетического аммиака, а тот — из природного газа. И понятно, что из дорогого газа получатся слишком дорогие удобрения, указывает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Первая категория — это те, кто этого газа потребляет много, именно как газа. Поэтому понятно, почему удобрения здесь в списке на одном из первых мест. Конечно, у них в структуре себестоимости на природный газ приходится достаточно серьезный процесс, естественно, эта индустрия первая страдает. Также серьезные объемы, например, нужны для ряда металлургических производств. В газохимии, я имею в виду как отдельном сегменте от удобрений, тоже очевидны проблемы, и они будут только усугубляться. А второй сегмент — это крупные энергоемкие предприятия, где стоимость газа конвертируется в дорогое электричество. Энергоемкого производства много — это опять же металлургия. Поэтому понятно, по кому пришелся первый удар, но удар, как мы понимаем, далеко не последний. Европейская экономика выдержит этот энергетический кризис, но вопрос-то в другом, вопрос в цене этого выдерживания. А последствия будут тяжелыми, конкурентоспособность ЕС будет подорвана, ведь другие игроки этим самоистязанием не занимаются. Голодающий должен себя спросить, а стоит ли это того? И вот вам возникает вопрос, спросит ли он себя, насколько будет серьезным политический запрос на отказ от этого самоистязания? Собственно, от этого и зависят дальнейшие шаги ЕС и то, как он эту зиму продержится».
Ранее в июне производство азотных удобрений остановил самый крупный завод в Великобритании — Ince. Последние месяцы власти пытались спасти предприятие, но на этой неделе оно окончательно закрылось. Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович:
— Они знали, что остановятся заводы, и не только азотные. Вряд ли эта ситуация приведет к тому, что они тут же бросятся на закупки газа. Они будут искать какую-то альтернативу, если не получится, ну, будет спад производства тех компаний, которые в высокой зависимости от газа. 100-процентного спада не будет, потому что какую-то продукцию они будут давать, но процентов на 10-15 упадут газоемкие производства. Я не могу сказать, что это очень капиталоемкая продукция, которая в структуре ВВП сидит огромными размерами.
— Что будет с ценами на продовольствие в этой связи, ждать ли каких-то еще дальнейших закрытий?
— Вы знаете, конечно, если вам не хватает удобрений, то у вас падает урожайность сельского хозяйства. Какой-то определенный эффект это может вызвать на продовольственном рынке, но честно говоря, удобрения — это такой продукт, что где-то какую-то замену, ну не аналог полный, но найти можно. Будут какие-то проблемы, но это у поляков, не у крупных каких-то продовольственных, у тех же французов.
На этой неделе биржевые цены на газ в Европе превысили 3 тысячи долларов. Это самый высокий показатель с начала марта, когда был побит исторический рекорд в 3900 долларов.