Музеи в России оснастят роботами-экскурсоводами
Лента новостей
Туристические центры и музеи РФ за три года получат около 30 роботов производства компании Promobot из Пермского края. Как к этой новости отнеслись столичные гиды и экскурсоводы?
В российских музеях появятся роботы-экскурсоводы из Перми. Они будут работать в туристических центрах и музеях Москвы, Самары, Дербента и других городов.
Пермская компания Promobot намерена поставить 30 роботизированных «сотрудников» в точки притяжения туристов за три года. Соглашение об этом производитель заключил с профильной госкомпанией «Вита».
Предполагается, что робот может подменить как минимум экскурсовода, промоутера и хостес в туриндустрии. «Это поможет привлечь внимание потенциальных клиентов. Будущее туризма именно за такими решениями», — отмечает компания-производитель.
Первых роботов-экскурсоводов «наймут» для работы в Политехническом музее Москвы, в самарском музее «Россия моя история» и в древнем архитектурном комплексе «Цитадель Нарын-Кала» в Дагестане.
Что о перспективах конкуренции с роботами думают столичные гиды и экскурсоводы?
Экскурсовод музея Москвы, гид Дарья Булгакова:
«Действительно, заставляет задуматься, а не уходящая ли профессия экскурсовод? Но на самом деле те роботы, которых уже удалось увидеть, которые готовят кофе, или роботы, которые встречают гостей, пока можно им пожелать совершенствоваться, чтобы стать прямыми конкурентами. Если этот робот будет иметь пламенную, красивую речь, если у него будет загружен интересный рассказ, то, конечно же, люди предпочтут такого смешливого робота, это интересно, задорно, и детям понравится, чем экскурсовода, к которому нужно будет заранее записываться. Но все-таки профессия экскурсовод в музее не утратит себя. Я подстраиваю свой рассказ под конкретные потребности аудитории — дети, взрослые, пожилые. Вот он минус робота, который не сможет чувствовать аудиторию. Робот может где-то вдруг глючить, тормозить, он вызовет реакцию хохота, но в целом как минимум не нужно будет музею держать огромный штат сотрудников, которые в пиковые часы просто не выдерживают поток. Я уже сама бы хотела к такому роботу на экскурсию записаться».
Автор и создатель туристического проекта «Москва глазами инженера» и одноименной школы гида Айрат Багаутдинов:
«Невозможно говорить о роботах-экскурсоводах как о конкурентах, или коллегах, или какой-то угрозе. На мой взгляд, робот-экскурсовод — это часть экспозиции, примерно как интерактивный экран, такой элемент мультимедиа дизайна музея. Ну а экскурсовод — это все-таки что-то совсем другое, это человек, владеющий определенными умениями. Элемент мультимедиадизайна, очевидно, не может владеть умениями подачи материала и взаимодействия с аудиторией. Когда роботы овладеют полноценным искусственным интеллектом, как в фильме «Искусственный интеллект» Стивена Спилберга, тогда, наверное, они могут уже составлять какую-то конкуренцию живому экскурсоводу. Но я думаю, что эти времена очень далеки. Сегодня роботы-экскурсоводы скорее являются инструментом маркетинга, фишкой, которая должна создать, что называется, хайп и привлечь дополнительную аудиторию. Если такой маркетинг работает — прекрасно, пусть закупают роботов. Если же оказывается, что это просто способ освоить выделенный бюджет, тогда, конечно, хотелось бы, чтобы деньги были вложены более удачно. Мне кажется, установка робота-экскурсовода целесообразна в музеях, которые сами по себе имеют техническую направленность — тогда робот становится одновременно и экспонатом. Странно будет встретить робота в музее Блока. А в музее, посвященном технике и промышленности, — это будет классно».
Московский экскурсовод Ирина Буреева:
«Глобально появление роботов, мне кажется, работе живых экскурсоводов никак не угрожает. К тому же лично я расцениваю и воспринимаю появление этих роботов скорее как дополнительный музейный аттракцион, и если это хоть как-то привлечет внимание людей в музеях, мне кажется, тут только очевидные плюсы. Мы же все прекрасно понимаем, что современный музей — это интерактив, 3D-инсталляции, видеоинсталляции, электронные табло. Диджитализация — неизбежное будущее всех сфер, и у нас в Москве есть прекрасный пример — музей Павла и Сергея Третьяковых. За счет диджитал там хранится столько информации, что лично мне не хватило и двух часов. Другой вопрос, что такие дорогие аттракционы чаще всего простаивают без дела и табло выходит из строя. Они просто простаивают как мебель, и мы все всегда говорим: это же деньги, лучше бы потратили деньги на повышение зарплаты музейных работников. Но это другой вопрос совершенно. Пусть носителей информации будет как можно больше, а человек уже сам разберется, спросить что-то у сотрудника музея или у такого робота-экскурсовода».
Российские «промоботы» работают в 39 странах мира администраторами, промоутерами, консультантами, гидами и консьержами, преподавателями робототехники, библиотекарями. «Промоботов» можно встретить в Сбербанке, Музее современной истории России, Мурманском краеведческом музее, МФЦ, в аэропорту «Балтимор — Вашингтон», в «Дубай-молле».