Экоскандал: журналисты заподозрили мировые бренды в сжигании отходов производства в Камбодже
Лента новостей
В этом оказались замешаны Nike, Reebok, Diesel, Ralph Lauren, Michael Kors. Швейные и обувные производства должны утилизировать отходы с помощью лицензированных компаний. Однако часть из них оказывается в печах
Ведущие производители модной одежды сжигают тысячи тонн отходов производства в Камбодже. В экологическом скандале, о котором написало издание Unearthed, оказались замешаны Nike, Reebok, Diesel, Ralph Lauren, Michael Kors.
Журналисты обнаружили отходы мировых брендов в юго-восточной провинции Камбоджи. Владельцы местных кирпичных заводов через цепочку посредников скупали синтетику, потому что она гораздо дешевле древесины. Для производства кирпича рабочие вручную перемещали глиняные плиты в печи, где они обжигались несколько дней при температуре 650°C. Чтобы ее поддерживать, печи должны гореть без остановки.
Исследование, проведенное местным профсоюзом, показало, что 23 из 465 печей сжигали отходы одежды. Более 10 тысяч человек спали буквально напротив токсичного огня. По данным журналистов, рабочие использовали мешки с одеждой Nike, Ralph Lauren, Michael Kors, Reebok, Diesel. Хотя по правилам швейные и обувные производства должны утилизировать отходы на свалке с помощью лицензированных компаний.
Не новость, что бренды давно поняли: если они подчеркивают публично, что соблюдают все эконормы, это способствует продажам. Но зачем тогда сжигать нераспроданное? Модным домам выгоднее уничтожить оставшиеся товары, потому что сами по себе они не очень дорогие. Высока именно наценка за эксклюзивность, за причастность к бренду, объясняет профессор истории моды академии художеств Милана Любовь Попова:
Любовь Попова профессор истории моды академии художеств Милана «Если мы посмотрим на стоимость, будь то одежда или обувь, сама по себе стоимость продукта совершенно противоположна цене, по которой потом этот продукт поступает на рынок. Несколько лет назад был скандал, репортаж телевизионный, где производят сумки Prada и какова их себестоимость, когда они выходят с фабрики в провинции в Италии. Себестоимость сумки была 27 евро, а на рынок она поступала где-то за 400. Я имею в виду сумки из нейлона, которые называются Pocono. Поэтому необходимо поддерживать идею эксклюзива продукции — что если ты купишь продукцию такой-то марки, это значит, что ты можешь себе позволить. Марка ассоциируется с определенным стилем, с престижем и так далее».
В 2018 году британский производитель одежды, аксессуаров и парфюмерии Burberry сжег свои непроданные вещи на 36 млн долларов. В топках тогда сгорело не менее 20 тысяч люксовых позиций. В негодовании были и экологи, и акционеры. Но производитель, который в принципе не устраивает сейлы, объяснил, что так защищает свое имя и интеллектуальную собственность. Правда, спустя пару месяцев объявил, что все-таки прекратит так утилизировать непроданные товары и откажется от использования и продажи натурального меха и изделий из него.
Но это был один конкретный бренд. А тут целая группа марок. Какие последствия для них может иметь этот экоскандал? Мнение эксперта моды Влада Лисовца:
Влад Лисовец эксперт моды «Как показывает последнее время, любой скандал больше разжигает интерес к брендам. Последние скандалы, которые были связаны с экологией, с отношением к животным, в конечном итоге забываются, а имя бренда остается. Конечно, все европейские, американские бренды ищут бедные страны и размещают там свои производства, которые, в общем, вредят экологии. Понятное дело, что все могли бы заниматься развитием, строить более экологичные заводы по переработке своих отходов, но пока есть страны, которые готовы принимать и хоть какие-то деньги зарабатывать от брендов. Я не думаю, что сжигается что-то качественное и хорошее, это, скорее всего, правда, какие-то отходы. Наверное, вряд ли из них можно что-то сделать и раздавать бедным и малоимущим. Конечно, может быть, на каких-то брендах это отразится, какое-то время будет спад на два-три месяца».
Представители брендов уже заявили, что сжигание отходов таким способом противоречит их практике и что они обещают провести расследования.