Китайские компании покидают Нью-Йоркскую биржу
Лента новостей
Пять весьма крупных китайских компаний заявили о делистинге на Нью-Йоркской фондовой бирже. Связан ли уход китайцев с рыночной конъюнктурой и законодательством США об отчетности иностранных компаний или это ответ на политический вызов, последствия визита Нэнси Пелоси на Тайвань?
Сразу пять очень крупных китайских компаний, зарегистрированных в США, объявили в пятницу о делистинге на Нью-Йоркской фондовой бирже. С чем это может быть связано и каким образом они теперь намереваются строить свое финансирование?
Нефтяной гигант PetroChina заявил в пятницу, что он «добровольно уйдет» с Нью-Йоркской фондовой биржи. Схожие завления сделали крупнейшая страховая компания China Life Insurance, алюминиевый гигант Chalco и энергетическая и нефтехимическая компания Sinopec. В 2020 году американский Конгресс принял закон, который требует от любой компании, акции которой котируются в США, чтобы ее отчетность была заверена фирмой, одобренной независимой американской бухгалтерской организацией. Однако китайские компании — как с материка, так и из Гонконга известны тем, что не предоставляют свою финансовую отчетность аудиторам, утвержденным американскими властями. А с 2023 года такое в США становится окончательно незаконным. Это очень важный момент. Но есть и другие, сиюминутные факторы, считает управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин:
Александр Душкин управляющий активами Международного фонда частных инвестиций «Это больше похоже на твердый решительный китайский ответ на прилет Нэнси Пелоси, на посадку на Тайване: «Вы не хотите нашей госкомпании, не хотите — вы не будете иметь больше никакого отношения к нашей экономике, у вас не будет возможности инвестировать в нашу экономику». В принципе это все могло произойти достаточно давно. Претензии к китайским компаниям бесконечно продолжались с момента появления китайских акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. Китай открыл скважину, из который просто добывал деньги, потому что, как говорили «медведи», не было ни единого случая, когда китайская компания, попавшаяся на бесконечной череде сомнительных элементов в своей отчетности — занимающаяся допэмиссиями, размещением дополнительных акций, не было ни единого случая, когда топ-менеджер китайской компании был каким-либо образом наказан».
Китайские компании давно поощряются правительством страны к тому, чтобы финансировать себя через американские IPO. Так в 2014 году Alibaba, пионер электронной коммерции, привлекла на Уолл-стрит 25 миллиардов долларов. Но теперь этот период уходит в прошлое. И помимо прочего на такой шаг китайское руководство могли подтолкнуть санкции, объявленные против России, считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев:
Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» «Безусловно, есть большие подозрения, что там действительно есть нарушения, которые можно найти. Но я думаю, что основной момент заключается в том, что китайцы очень бы не хотели раскрывать цепочки поставщиков и реальных заказчиков, которые могут всплыть, если допускать аудиторов. Есть достаточно много вариантов. Я думаю, что речь будет идти о том, что китайцы будут пытаться создавать собственную биржу. На фоне ситуации с Россией, которая очень маленькая, которая очень сложная часть мировой экономики, они увидели, что может происходить с нашими облигациями, на них произвела впечатление ситуация с нашими ОФЗ и с нашим внешним долгом, когда при полном желании заплатить, заплатить мы не смогли. Наверное, китайцы хотят подстелить соломку и заранее как бы проработать вариант».
Пока что предполагается такая схема: с 25 июля китайские компании получили возможность выйти на швейцарскую фондовую биржу в рамках вторичного рынка. Этот механизм назвали China-Swiss Stock Connect. Он позволяет китайским компаниям торговать через швейцарскую биржу SIX Swiss Exchange депозитарными расписками (GDR) на их акции, которые котируются в Китае на Шанхайской и Шэньчжэньской фондовых биржах.
В плане защищенности этой схемы от возможных санкций есть одно слабое звено — это депозитарий Euroclear. Инвесторам прекрасно известно, что произошло с его российскими клиентами за последние месяцы. Хотя, если в этом конфликте речь шла о российских деньгах, вложенных в западные компании, то тут она идет о западных деньгах, которые предлагается вкладывыть в компании китайские.