Санатории Федерации независимых профсоюзов России вернули в собственность государства
Лента новостей
Суд удовлетворил иск Генпрокуратуры, базирующийся на том, что руководство профсоюзной организации незаконно распродавало санаторные объекты через холдинг «Курортное управление». В пользу государства изъяты 34 санатория в Кавминводах. Почему это произошло только сейчас?
Генпрокуратура через суд вернула в собственность государства более 30 санаториев на юге России. Их руководство обогащалось за счет незаконной распродажи вверенного имущества через специально созданный холдинг, сообщает «Коммерсантъ».
Ранее эти объекты принадлежали Федерации независимых профсоюзов России. Иск главного надзорного ведомства удовлетворил Гагаринский районный суд Москвы. К иску привлекли 96 ответчиков и более 200 третьих лиц.
В пользу государства были изъяты 34 санаторно-курортных учреждения в Кавказских Минеральных Водах, в том числе 1763 объекта недвижимости. В 1990-х годах на основании президентских и правительственных указов они были безвозмездно переданы Федерации независимых профсоюзов России. Приватизировать их закон запрещал, а использовать можно было только для санаторно-курортного лечения и отдыха граждан.
Однако, как говорится в материалах Генпрокуратуры, глава федерации Михаил Шмаков, а также руководство профсоюзов, их близкие и аффилированные лица начали продавать активы, которые в итоге «утратили лечебные и оздоровительные свойства».
Главная претензия Генпрокуратуры — профсоюзные организации не могли без согласия властей беспрепятственно продать курортное имущество. Сделки проводились через учрежденный в 2004 году холдинг «Курортное управление», который возглавлял Николай Мурашко. Сейчас он депутат Ставропольской думы от «Единой России». В общей сложности профсоюзы продали 131 объект из 24 учреждений, выручив 3,3 млрд рублей. Например, родоновые ванны и бойлерные Пятигорской бальнеогрязелечебницы, три корпуса санаторно-курортного комплекса «Березовая роща» в Ессентуках, его клуб, читальный павильон и здание лаборатории, причисленное к объектам культурного наследия региона. Некоторые объекты, как утверждает Генпрокуратура, перешли в собственность профсоюзных руководителей и их родственников. Например, Шмаков стал совладельцем компании, эксплуатирующей канатку в Пятигорске.
Она ежегодно приносит главе ФНПР примерно 5 млн рублей. Шмаков был избран председателем Федерации независимых профсоюзов России в 1993 году. И, таким образом, он уже около 30 лет является неизменным главным профсоюзным боссом России. Комментирует ведущий эксперт Центра политического анализа Михаил Захаров:
— Очень много людей сидят на объектах недвижимости Советского Союза. В данном случае мы не очень понимаем, какого типа конфликт случился со Шмаковым, но если вы представляете себе, что такое профсоюзы и как они на самом деле могут играть, то, ну, Шмаков очень серьезная фигура. Шмаков долго занимался тем, что водил на 1 мая очень большие митинги и всегда этим шантажировал российские власти. Видимо, этот шантаж закончился.
— Есть конкретные бенефициары вот у этой истории со Шмаковым сейчас? Это какие-то региональные элиты? Или кого можем предположить?
— Извините, если это наезд на Шмакова, то это федеральные лица.
В Генпрокуратуре заявили, что ответчики по иску незаконно обогащались, в том числе за счет комиссий от продажи санаторно-курортных путевок гражданам, включая членов профсоюзов. С учетом этих комиссий путевки подорожали на 33%. Кроме того, ответчики незаконно «изымали» прибыль санаториев под видом платы за аренду и таким образом вывели около 4,5 млрд рублей, а также ежегодно тратили 5 млн рублей на «необоснованно высокую зарплату для членов правления».
Так, глава холдинга Николай Мурашко «приобрел через подконтрольные ему структуры у профсоюзов «часть курортных учреждений в Кисловодске», а на полученные от их использования доходы приобрел «десять зданий и 17 земельных участков стоимостью свыше 500 млн рублей», цитирует «Коммерсантъ» исковое заявление.
В разбирательстве участвовали 96 ответчиков. Им предложили представить документы, подтверждающие правомерность осуществленных ими сделок и трат. Но сделать это смогли лишь двое.
Санатории Кавминвод давно потеряли массовую доступность, когда любая ткачиха, повариха, плотник или строитель могли получить профсоюзную путевку. Теперь лечение поставлено на коммерческие рельсы. Возможно, сейчас возник конфликт интересов, считает политический эксперт из Ставрополья Дарья Полянкина:
Дарья Полянкина политический эксперт из Ставрополья «Известно, что база санаториев Кавказских Минвод была еще в Великую Отечественную войну базой реабилитации для военных. Сейчас она тоже может ею стать. И в этом случае может социальный интерес, государственный интерес стать выше коммерческих интересов, хотя, безусловно, они тоже есть. Также детей из приграничных районов уже привозили в санаторий на отдых. Это было сделано по инициативе губернатора, то есть это местные, локальные пока инициативы. История со Шмаковым длится не первый год. Если брать низовой уровень обсуждения, то сейчас в информационном поле Ставропольского края эта новость не фигурирует. Для Ставропольского края это битва, которая происходит на уровень выше и, по сути дела, для жителей ничего не меняет».
В то же время заместитель главы ФНПР Александр Шершунов назвал решение суда «неправомерным», а его оглашение — «циничным», поскольку оно состоялось в день 73-летия Михаила Шмакова. По его словам, ответчики планируют подать апелляцию.