Минпромторг разместил тендер на создание виртуального второго пилота в самолетах
Лента новостей
Цена контракта — почти 3 млрд рублей. Как к созданию интеллектуальной системы второго пилота относятся профессионалы отрасли?
Минпромторг планирует перейти к одночленному экипажу уже к 2030 году и снизить стоимость перелетов. Чтобы не увеличивать нагрузку на первого пилота, ведомство хочет в ближайшие два года создать интеллектуального виртуального второго пилота в качестве помощника. Это следует из тендера, который размещен в Единой информационной системе в сфере закупок, обратил внимание телеграм-канал «Авиадиспетчер».
Цена контракта — почти 3 млрд рублей. Из документов следует, что исполнитель должен будет придумать, как переделать кабину экипажа для одного пилота, разработать технический облик виртуального летчика и встроить его в будущую систему управления.
Комментирует гендиректор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации, член Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта Виктор Горбачев:
— На ближайшие где-то лет, наверное, сто лучше не рисковать этими делами, это все-таки не метрополитен, это там перешли на одного, так сказать, водителя, там работает автоматика, а здесь, не дай бог, что-то произойдет, ведь как дальше-то садиться? Ведь у нас же даже пилотов кормят разными завтраками, разной пищей, потому что, не дай бог, произойдут с одним и со вторым какие-то неприятности. Да, можно третьего убрать, два, мне кажется, все-таки нужно на ближайшие сто лет оставить. Три — это было со штурманом, сейчас роль штурмана выполняет уже электроника.
— Нужно ли переделывать кабину?
— Там ничего переделывать-то не нужно. Ничего страшного, как было, такое правое сиденье, как говорится, правое кресло, оно так и останется, командир-то на левом кресле. На одном человеке мы сэкономим, и что? Понимаю, весь экипаж бы, который состоял и состоит там из 20-30 человек, всех их убрать и перевести на шведский стол, да, чтобы каждый ходил в буфет и сам себе брал, такого же не происходит. Но что мы на одном пилоте с вами сэкономим, какие-то дикие деньги, что ли? Конечно, нет.
Теоретически самолеты достигли такого технологического уровня, что ими может управлять и один пилот, как это происходит в военной авиации, говорит командир аэробуса А320 авиакомпании «Аэрофлот», командир экипажа Андрей Литвинов. Но, по его словам, когда на борту находятся несколько сотен человек, риск действительно слишком большой:
Андрей Литвинов командир аэробуса А320 авиакомпании «Аэрофлот», командир экипажа «Когда ты возишь у себя за спиной 300 человек и вдруг с тобой что-то может случиться в полете, вот один в кабине сидит, уснул, в общем-то, когда вдвоем летишь, то всегда есть возможность одному отдохнуть. То есть вызывается бортпроводник свободный в кабину, если это ночной рейс тяжелый, бортпроводник занимает место между пилотами, командир может там покемарить полчасика, второй пилот пилотирует, и наоборот. Проводник вызывается как раз для того, чтобы не уснули оба пилота, а если он будет один лететь, ну, как, я, например, на сегодняшний день этого не представляю. Ну, хорошо, командир останется один в кабине, но для того чтобы стать командиром, второму пилоту-то надо набраться опыта, не может же человек прийти, вчерашний курсант, сесть в самолет и полететь с места командира. Ведь для того чтобы ввестись в командиры, надо 3000 часов налетать, это несколько лет, и там подготовку пройти, зачеты сдать, тренажерную подготовку пройти. Чисто технически не представляю себе, как это все будет. Ну, наверное, как-то можно сделать кабину под одного пилота, теоретически, конечно, это возможно, и как идея, то есть вот в дальней перспективе, ну, давайте пока начнем мечтать».
Из документов тендера Минпромторга следует, что исполнитель должен разработать около десятка технологий и создать макет кабины экипажа со вторым виртуальным пилотом и имитацией окружающей обстановки.