Исследование: новые китайские бренды вытесняют с российского рынка смартфоны Apple и Samsung
Лента новостей
Согласно данным МТС, доли продаж смартфонов Apple и Samsung сократились в несколько раз, обе компании еще в марте объявили о приостановке поставок в Россию. Запасы этих смартфонов заканчиваются, найти нужные модели можно, но далеко не во всех магазинах. По словам экспертов, идет активный передел рынка
В России заканчиваются запасы смартфонов Apple и Samsung, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование МТС. Компании стремительно теряют долю в продажах на рынке, а телефоны китайских брендов, напротив, набирают популярность. Надолго ли этот тренд и не останутся ли россияне без «яблочных» и корейских устройств?
В октябре прошлого года, по данным МТС, доля Apple в штучном выражении достигала почти 15%, а доля Samsung — 35%. Теперь, спустя девять месяцев, продажи рухнули. У Apple — 7%, у Samsung — 8,5%. Участники рынка объясняют: корейская компания быстрее теряет потребителей, потому что пользователи «яблочных» смартфонов сильнее привязаны к бренду. Все приложения, файлы, контакты и сервисы настроены под операционную систему iOS, и многим переключаться на Android неудобно.
Apple и Samsung еще в марте прекратили поставки на российский рынок, но позже смартфоны были включены в список параллельного импорта. При этом объемы неофициальных поставок ниже, чем были раньше, телефонов не хватает, чтобы удовлетворить спрос, отмечают эксперты. Поэтому запасы заканчиваются, и доля продаж техники падает. К тому же на устройствах Apple теперь нельзя пользоваться платежной системой. Роль играет и цена, говорит главный редактор портала 3DNews Денис Нивников:
Денис Нивников главный редактор портала 3DNews «Надо понимать, что товары по параллельному импорту, если они ввезены действительно с соблюдением всех требований законодательства, с гарантией, с сервисным обслуживанием последующим, они будут дороже, чем они стоили раньше. Из этого следует очень простая вещь: рынок дорогих аппаратов будет сокращаться, меньше людей могут позволить себе подорожавшие устройства. Это не значит, что параллельный импорт не заработал совсем — заработал. Это не значит, что Samsung и Apple не будут на нашем рынке совсем — будут».
Что касается цен на смартфоны по рынку в целом, в июле они снизились на 6%, средняя стоимость устройства составила примерно 16 тысяч рублей. Но это ненадолго, предсказывают аналитики. Телефоны уже в сентябре подорожают на 10-15%, говорится в исследовании ценового агрегатора Price.ru. Главная причина — сезонность. Осень — традиционное время покупки новой техники.
Business FM решила провести эксперимент и проверить, есть ли еще в магазинах смартфоны Apple и Samsung. В московском «Связном», например, в наличии iPhone 11, 12 и 13-й серий есть. Но, если попросить три одинаковых смартфона, в одном магазине их не окажется, они разбросаны по городу, запасов у ретейлеров нет. А в новосибирском «Эльдорадо» радиостанции рассказали, что в городе не осталось ни одного экземпляра 11-го iPhone, ближайший — в городе Искитиме в 60 километрах. Прямых поставок больше нет совсем:
— Поставки сейчас очень маленькие, то есть вот эти вот Pro, допустим, 20-30 штук, ну на всю Россию, мизерный остаток считается тоже. Может, пока раз в месяц, может, когда получается, больше залазит. Сейчас ассортимент сократился практически вдвое.
— Можем Samsung посмотреть тоже?
— S21, SE, но уже в основном как витринные образцы, то есть тоже на остатке, на складе их больше нет. В основном завозятся «бюджетники» до 30 тысяч, флагманы завозятся не так часто, потому что и так их производят меньше, чем «бюджетников».
Продажи китайских смартфонов же, напротив, растут, продолжает «Коммерсантъ». По итогам июля больше всего телефонов продал Xiaomi, его доля в вместе с суббрендом Poco достигла 42%. На втором месте китайский вендор Realme с долей 17%. Впрочем, популярность брендов из КНР увеличивается не только из-за приостановки бизнеса Apple и Samsung, говорят эксперты. Этот тренд продолжается уже не первый год и связан с тем, что китайские компании много инвестируют в развитие, создают все более качественные устройства и выпускают новые модели. При этом весь рынок производители из КНР захватить не смогут, говорит гендиректор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков:
Денис Кусков генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily «Я не думаю, что пользователи Apple переключатся на какие-то китайские смартфоны, их присутствие в салонах связи превышает 90%. Продукцию Apple покупали люди с достаточно хорошим достатком, то есть большинство все-таки каким-то образом будет позволять себе. Полноценного присутствия всех моделей, которые раньше были в России, не будет. Будет производиться то, что будет продаваться, а не весь ассортиментный ряд, то есть будут делаться какие-то разовые закупки, смотреться по обратной отдаче — и тогда уже будет приниматься решение».
Как отмечает Денис Кусков, некоторые китайские бренды, которые приостановили официальные поставки в Россию, тоже потеряют в продажах. Среди них Huawei и Honor. Происходит передел рынка, и вряд ли он когда-нибудь вернется в докризисное состояние.