16+
Воскресенье, 22 декабря 2024
  • BRENT $ 72.98 / ₽ 7469
  • RTS812.12
3 августа 2022, 23:41 Политика

Турбина Siemens есть, но ее нет. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Есть некоторое подозрение, что власти ФРГ несколько драматизируют ситуацию, считает политолог. Это потом в любом случае даст им возможность либо набрать политические очки, либо, по крайней мере, не растерять их слишком много, рассуждает он

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что не видит препятствий для отправки турбины для «Северного потока — 1» в Россию. Впрочем, примерной даты, когда агрегат наконец-то прибудет по назначению, ни одна из сторон не называет.

Канцлер Германии Олаф Шольц продолжил политическую игру под названием «Найди турбину Siemens». Он ее нашел. Еще два дня назад представители немецкого правительства говорили, что не знают, где агрегат, доставленный после ремонта из Канады. Теперь он нашелся в городке Мальхальм-на-Руре. И лично канцлер приехал, чтобы сделать фотосессию на фоне турбины, удостовериться в ее работоспособности — видимо, проверив пломбы, — а затем обвинить «Газпром» в том, что тот не хочет ее забирать.

В то же время ни фотосессия, ни личные гарантии канцлера не дают формально ответов на претензии «Газпрома». Главные из которых состоят в том, что турбина вообще не должна была попадать в Германию из Канады, а должна была быть доставлена напрямую в Россию. А также в том, что не хватает документации. Конечно, немецкий обыватель-избиратель, к которому апеллирует канцлер, может счесть все эти придирки русских форменным издевательством. Мол, починили вам чудо-агрегат — так забирайте его и не капризничайте. С другой стороны, если посмотреть как на многие нынешние формальные западные санкции, так и еще в большей мере на неформальные, то среди них под категорию «издевательство» с точки зрения российского обывателя подпадает практически все. И если в контракте написано, что надо напрямую везти турбину на газоперекачивающую станцию «Портовая», то почему бы так и не сделать? А то вдруг такое мелкое нарушение контракта затем выльется, скажем, в отказ по гарантии или еще в нечто подобное?

Впрочем, нельзя ведь сказать, положа руку на сердце, чтобы «Газпром» был кровно заинтересован в том, чтобы немцы запаслись газом перед зимой под завязку. И на мой субъективный взгляд, нет ничего зазорного, чтобы вместо того, чтобы бесконечно отмахиваться от обвинений в том, что мы используем газ как инструмент политического давления, взять и на голубом глазу так и заявить: да, используем. Тем более что все это так и воспринимают. И добавить, что, мол, и будем использовать как инструмент политического давления с тем, чтобы ваши санкции, которые тоже есть не что иное, как инструмент такого же давления, окончательно не вышли из берегов. Или давайте договариваться. Но не по одной турбине, а о принципах. Поскольку даже самому неискушенному обывателю тоже понятно, что мы не договоримся ни по каким турбинам и вся эта канитель будет возникать снова и снова по новым малейшим поводам до тех пор, пока не будет достигнута хотя бы какая-то договоренность по принципам взаимодействия. Причем принципы в нынешних условиях правильнее было бы называть «понятиями».

Косвенное подтверждение этой мысли можно увидеть в заявлении «Газпрома» 3 августа, в котором сказано, что доставка турбины Siemens для ее установки невозможна в силу препятствий, которые создают санкционные режимы, введенные западными странами против России. Также в заявлении упомянуто «несоответствие существующей ситуации действующим контрактным обязательствам со стороны Siemens».

Ранее в ответ на требования Москвы предоставить гарантии, что турбина в будущем не попадет под санкции, в Берлине ответили, что газоперекачивающие турбины не находятся под санкциями ЕС, а потому такая, мол, «окончательная бумага» не нужна. Да, но они находятся под санкциями Канады и, насколько известно, США.

Также есть некоторое подозрение, что власти ФРГ несколько драматизируют ситуацию. Это потом в любом случае даст им возможность либо набрать политические очки, либо, по крайней мере, не растерять их слишком много. Во-первых, лучше заранее подготовить обывателя морально к худшему сценарию, возложив при этом основную вину на коварных русских. Если кошмар не сбудется, правительство скажет, что оно его предотвратило. Во-вторых, надо продемонстрировать, что власти работают в поте лица на благо народа. Пот лица надо всячески демонстрировать. Особенно на фоне растущих счетов за коммуналку.

В-третьих, есть подозрение, что даже и поставок газа на уровне 20% может оказаться достаточно, чтобы обеспечить на зиму нужные запасы. Особенно если при этом продлить срок вывода из эксплуатации остающиеся у Германии АЭС и возобновить угольную генерацию. И тем, и другим правительство ФРГ сейчас озабочено. Хотя три работающие ядерных реактора, которые собирались заглушить в конце года, не смогут компенсировать полностью нехватку газа, если она все же случится. Тем более что газом отапливаются почти половина немецких домохозяйств.

Добавил горючего в этот тлеющий скандал и бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер, который недавно был в Москве и, как мы предполагали, лично встречался с Владимиром Путиным. Шредер повторил мысли российского президента о том, что если Германия хочет запастись газом, то она могла бы запустить газопровод «Северный поток — 2» и получать по нему минимум 27 млн кубометров газа в сутки. На это нынешние власти ФРГ не пойдут. Это означало бы унизительное поражение в санкционной войне с Россией, тем более что «Северный поток — 2» — под американскими санкциями.

Сейчас любое подобное политическое поражение рассматривается как абсолютно неприемлемое, что поднимает планку «сопутствующего ущерба» от введенных экономических санкций все выше и выше. Видимо, до тех пор, пока она не упадет и не проломит кому-то голову. В переносном смысле, конечно.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию