16+
Воскресенье, 22 декабря 2024
  • BRENT $ 72.98 / ₽ 7469
  • RTS812.12
28 июля 2022, 16:47 Политика

Литва ставит банки в колеса калининградского транзита

Лента новостей

Шяуляй банк объявил о прекращении с 1 сентября операций с Россией. Именно через этот банк проходили все платежи Литве за калининградский транзит. Зачем Литва продолжает накалять ситуацию?

Фото: Dominika Zarzycka/NurPhoto/Reuters

Обновлено 29.07 в 11:18

Литовский Шяуляй банк с 1 сентября прекращает все операции с Россией. А ведь именно он принимал платежи за пользование железными дорогами во время транзита. Посол России в Литве уже назвал это вторым ударом по перевозкам в российский регион-эксклав. Литва пока никак не комментирует ситуацию. Прошлый эпизод с прекращением транзита в Калининград длился месяц и закончился только после вмешательства Еврокомиссии. Помогут ли еврочиновники снова?

Неделю назад Шяуляй банк заявил, что намерен прекратить переводы в и из России и Белоруссии с 1 сентября. Транзакции в рублях внутри и за рубеж банк прекратит уже 15 августа. В России особо никто не обратил на это внимания. Но не были учтены два фактора. Во-первых, через «Шяуляй» идет оплата за калининградский транзит. Во-вторых, это последний крупный литовский банк, который еще работал в рублях и с Россией. Банки SEB, Swedbank и Luminor, которые работают на все три страны Прибалтики и считаются общими, прекратили операции еще в период с апреля по июнь.

Объясняют они это рисками, связанные с событиями на Украине, и растущим объемом санкций. При этом прямого запрета ЕС на работу европейских банков с любыми кредитными организациями в России не было.

И, видимо, это опять самостоятельное решение Литвы и других прибалтийских властей, говорит научный сотрудник Центра европейских исследований Института международных исследований МГИМО Артем Соколов:

Артем Соколов научный сотрудник Центра европейских исследований Института международных исследований МГИМО «Специфика устройства Европейского союза в том, что даже такие малые государства могут так или иначе в обход договоренностей проводить свою линию, и очень часто эта линия не носит конструктивного характера. Это то, что мы сейчас видим в районе Калининграда. Когда, казалось бы, договоренности были достигнуты, но всплывают новые обстоятельства, которые делают этот транзит фактически невозможным или вносят в него серьезные трудности. Наверное, когда мы увидим некую финализацию украинского кризиса в той или иной форме, мы увидим и какую-то финализацию кризиса, который складывается вокруг Калининградской области. Я думаю, здесь эти два сюжета имеют прямую взаимосвязь».

Транзитный кризис начался 18 июня после того, как Литовские железные дороги заявили, что не будут пропускать поезда с санкционкой в Калининград. Москва не раз указывала, что запрещенные товары везутся из одного региона России в другой и это ее внутренние дела. Как отмечалось, не накалять ситуацию в кулуарах призывала и Германия. В итоге Еврокомиссия поддержала эту позицию, рекомендовала открыть железнодорожный транзит, но прописала четкое ограничение на перевозку военной техники и товаров двойного назначения. А также призвала проследить, чтобы Россия подозрительно не наращивала объем перевозок по сравнению с прошлыми годами.

При соблюдении этих правил российский транзит выглядит невинно: эти товары необходимы жителям Калининграда, и ограничивать его негуманно. Так и Шяуляй банк прописал ряд исключений. По договоренности можно проводить платежи, если они осуществляются в гуманитарных целях или для обеспечения государственных функций. Касается ли это обслуживания калининградского транзита — не уточняется.
Посол России в Вильнюсе Сергей Рябоконь направил ноту в МИД Литвы — до 1 сентября еще есть время обсудить проблему. Но практика первого запрета на транзит показала, что Вильнюс и Москва договариваться не умеют, отмечает директор Центра Европейской информации, доцент МГИМО Николай Топорнин:

Николай Топорнин Николай Топорнин директор Центра европейской информации, доцент МГИМО «Логика подсказывает, что такая должна быть схема: Еврокомиссия обращается в Европейский центральный банк с этим вопросом, ЕЦБ, соответственно, обращается в Центральный банк Литвы и просит, чтобы тот уполномочил тот же банк «Шяуляй» принимать платежи из РФ вот именно исключительно для обеспечения прохождения транзита, то есть не все платежи должен принимать «Шяуляй», если он не хочет, но должно быть сделано исключение. То есть, в принципе, технически эта процедура решаема, мне видится, что здесь все в рамках решения Еврокомиссии о том, чтобы разрешить транзит через территорию Литвы. Будут ли они этим заниматься и как активно будут они вовлечены в решение этой проблемы? Пока сказать сложно, но мне видится, что без их участия дело с мертвой точки не сдвинется».

Реакции литовских властей пока нет. Как нет и комментариев от губернатора Калининградской области Антона Алиханова, который активно выступал в июне.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию