Роскомнадзор требует лишить «Новую газету» лицензии
Лента новостей
Иск подан в столичный Басманный суд и касается электронного издания, сайта «Новой газеты», а не бумажной версии. Ее прекратили выпускать в конце марта после второго предупреждения Роскомнадзора о нарушении
Обновлено в 18:07
Роскомнадзор требует признать свидетельство о регистрации «Новой газеты» недействительным. Речь, по сути, идет о лишении лицензии СМИ. Соответствующий иск подан в столичный Басманный суд.
Как пояснили РБК в Роскомнадзоре, причина иска — непредоставление устава редакции в установленные законом о СМИ сроки. Письменные предупреждения, направленные ранее в адрес «Новой», выданы по материалам сайта этого издания.
Заявление Роскомнадзора зарегистрировано 26 июля. Московская редакция приостановила выпуск «Новой газеты» — бумажной и электронной версий — 28 марта. В редакции сообщили, что выпуск возобновится после окончания спецоперации России на Украине.
Приостановка произошла после того, как издание получило второе предупреждение Роскомнадзора о нарушении. Причиной предупреждений стало отсутствие маркировки иноагентов в двух материалах на сайте «Новой», что грозило отзывом лицензии. Этот отзыв могли потребовать, по идее, в любой момент. Наступил он в среду, рассказывает пресс-секретарь «Новой газеты» Надежда Прусенкова:
Надежда Прусенкова пресс-секретарь «Новой газеты» «Мы вчера получили определение Верховного суда, что назначено заседание на 15 сентября. По закону после второго предупреждения в любой момент могут потребовать отзыва лицензии. Вот, видимо, спустя четыре месяца этот момент наступил. Основания все те же, формальные, что мы получили два предупреждения. Причем этот иск касается электронного издания, сайта «Новой газеты». Будем готовить свою линию защиты. Мы, естественно, не согласны с этим, более того, предупреждения оба мы обжаловали, сейчас будет идти процесс по обжалованию предупреждений. Иск наверняка будет и по печатному изданию, но это будет уже другой суд, и там уже другие основания. Там речь идет о том, что мы не предоставили устав в течение трех месяцев после выпуска издания, но устав им нужен от 2006 года, а поправка в закон, которая предусматривает ответственность за непредоставление устава, была внесена только в 2018 году. Закон вроде бы не имеет обратной силы, а тут он вроде бы как бы и имеет обратную силу».
Многие журналисты «Новой газеты» переехали в Европу, 7 апреля редактор отдела политики Кирилл Мартынов сообщил о запуске издания «Новая газета. Европа». Юридически к старой «Новой газете» это СМИ отношения не имеет, но работают там экс-сотрудники «Новой». Редакция находится в Риге, выходит только электронная версия. Бумажный выпуск был только один, 9 мая.
Сайт «Новая газета. Европа» запустили 20 апреля, а 29 апреля он был заблокирован Роскомнадзором. Сейчас на территории России его можно открыть только через VPN. Редакция существует на донаты и продает мерч. В июне в Швейцарии была создана ассоциация Friends of Novaya Gazeta Europe, которая поддерживает работу издания с помощью пожертвований.
Почему же к старой «Новой газете» вопросы возникли именно сейчас? Мнение руководителя «Политической экспертной группы» Константина Калачёва:
Константин Калачёв руководитель «Политической экспертной группы» «Видимо, дело не в «Новой газете», а в «Новой газете. Европа». Какая-то публикация вызвала неудовольствие у властей предержащих, решено было окончательно и бесповоротно закончить историю с «Новой газетой», несмотря на то, что ее главный редактор получил Нобелевскую премию, что это нишевое издание, у которого не такая большая аудитория, что они в России и так уже перестали выходить. Такая же история была с телеканалом «Дождь», который живет за пределами РФ. «Новая газета» тоже будет жить за пределами РФ. Мы видим, что, как это ни странно, нишевые издания, даже те, которые не имеют сколько-нибудь значительной аудитории, попадают под пресс».
Бывшие сотрудники упомянутого «Дождя», а также «Эха Москвы» сейчас работают на YouTube. «Дождь» внесен в реестр СМИ-иноагентов.
Дмитрий Муратов, главред старой «Новой газеты», к новому рижскому изданию отношения не имеет. Он там не главред и не сотрудник. Муратов в Москве, уезжать не собирается, сообщила пресс-секретарь «Новой».
В начале апреля его облили краской двое неизвестных в медицинских масках на Казанском вокзале. В июне Муратов продал свою нобелевскую медаль на аукционе за 103 млн долларов. Средства направили в фонд ЮНИСЕФ, в том числе на помощь украинским беженцам.
Чуть меньше двух недель назад те авторы «Новой газеты», что остались в России, стали выпускать журнал «НО. Новая рассказ-газета». Это отдельный продукт с новой российской лицензией. Муратов творчески участвует в проекте: придумывает темы, помогает в планировании. Через неделю Роскомнадзор заблокировал этот сайт за «дискредитацию российской армии». Сейчас на сайте — плашка: «Novaya.no временно не обновляется».