«Движение вперед» — в США создается третья крупная политическая партия
Лента новостей
Основатели партии Forward («Движение вперед») — бывшая республиканка и бывший демократ, которые намерены добиться ее регистрации и доступа к выборам в большинстве штатов уже до конца 2023 года. Есть ли в американском обществе запрос на третью политическую силу?
Бывшие республиканцы и демократы в США создают третью крупную партию. Каковы ее перспективы? Новая партия называется Forward, то есть «Движение вперед». Ее возглавили бывший кандидат в президенты США от демократов Эндрю Янг и бывший губернатор Нью-Джерси республиканка Кристин Тодд Уитман.
По их словам, партия будет обращаться к тем избирателям, которые встревожены, как они считают, «недееспособной двухпартийной системой Америки», сообщает Reuters.
Учредители новой партии намерены до конца 2023 года добиться ее регистрации и предоставления доступа к выборам в 30 штатах, а к концу 2024-го — во всех 50 штатах.
О перспективах «Движения вперед» рассуждает руководитель Центра прикладных исследований Института США и Канады РАН Павел Шариков:
Павел Шариков руководитель Центра прикладных исследований Института США и Канады РАН «Насколько у этой партии новой амбиции на президентские выборы — это очень сомнительно, учитывая, что есть еще сторона, условно говоря, персоналистская, то есть это конкретные политики, которые участвуют в политической деятельности, а есть сторона административная. Чтобы партия соответствовала тем же стандартам, условно говоря, которым соответствуют Республиканская и Демократическая партии, необходимо колоссальное количество денег, кадров, которые бы в каждом штате, в каждом крупном городе занимались бы, соответственно, вот этой вот партийной работой, то есть это даже еще без учета расходов на предвыборную кампанию, это исключительно административные расходы на деятельность партии. Я не думаю, что эта партия видит какие-то внятные перспективы на ближайшие несколько лет. Может быть, это какой-то переходный период, форма какого-то движения, которое потом прильнет к демократам или республиканцам, может быть, это какие-то сиюминутные краткосрочные перспективы, которые преследуют конкретные какие-то политики вот в тех конкретных штатах».
Такая активность с созданием партий — это последствие того, что в самих Республиканской и Демократической партиях наблюдается раскол, да и между партиями нет согласия.
Малые партии в США существуют и сейчас. Их около 40. Они не оказывают какого-либо существенного влияния на политику, но участвуют в национальных выборах, в том числе в президентских. Та же Либертарианская партия, которая возникла в начале 80-х годов тоже на фоне кризисных тенденций у демократов и республиканцев. В 80-е также появилась Партия зеленых. Другие яркие примеры приводит директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулёв:
Юрий Рогулёв директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта в МГУ «Наиболее успешная из этих партий была партия Росса Перо, а Росс Перо был техасский бизнесмен, миллиардер, он тоже создал партию с довольно успешной программой. Он как раз обращал внимание на экономические всякие проблемы и факторы, которым Буш-старший, который тогда переизбирался, особого внимания не уделял. Росс Перо на тех выборах президентских набрал почти 19% голосов избирателей, пятая часть почти за него проголосовала, но ни одного голоса выборщиков он не получил, но голоса у Буша-старшего тем не менее отобрал. В результате президентских выборов кто стал победителем? Билл Клинтон. Тогда молодой, мало кому известный политик. Вот результат деятельности третьей партии. Так что и сейчас я не думаю, что им что-то светит, в Америке действует мажоритарная система выборов, мажоритарная система выборов традиционно ведет к созданию двух блоков или двух партий, потому что победитель один и победителем считается кандидат, получивший 50% плюс один голос, либо один, либо другой, а десятку человек выступать бессмысленно, они могут отобрать у кого-то голоса. Что это будет за партия, какой это будет направленности, что значит «центристской» — непонятно».
Между тем проведенный в прошлом году опрос института Gallup свидетельствует о том, что рекордное число — около двух третей — американцев считают необходимым наличие третьей крупной партии в стране.