Черногория начала замораживать недвижимость подсанкционных россиян
Лента новостей
Министр внутренних дел страны Филип Аджич обещал заморозить 44 объекта недвижимости 34 россиян еще 10 июня. Накануне в МИД Черногории заявили, что заморозили имущество неназванного гражданина России в Жабляке и российского политтехнолога и бывшего председателя Совета министров ЛНР Марата Баширова на прибрежном курорте Будва
Обновлено в 13:55
Черногория, как и обещала, начала замораживать недвижимость попавших под санкции россиян.
Накануне в МИД страны заявили, что заморозили имущество неназванного гражданина России в Жабляке и российского политтехнолога и бывшего председателя Совета министров ЛНР Марата Баширова на прибрежном курорте Будва. По данным Balkan Insight, первый из них уже обжаловал это решение.
О том, что Черногория заморозит 44 объекта недвижимости 34 россиян, министр внутренних дел страны Филип Аджич заявил еще 10 июня. При этом спустя месяц черногорский Центральный банк заявил, что россияне по-прежнему являются крупнейшими покупателями недвижимости в стране: с февраля они приобрели в Черногории таких активов на 20 млн евро.
Это подтвердил и российский посол в Подгорице Владислав Масленников. По его словам, Россия на протяжении последних 15 лет является крупнейшим инвестором в экономику Черногории. За это время российские инвесторы вложили в эту страну минимум 1,5 млрд евро. При этом европейский инвестиционный план для Западных Балкан с 2021-го по 2027 год предусматривает для Черногории не более 600 млн евро.
Комментирует директор международных проектов иммиграционно-визового агентства «Еврорезидент» Софья Дефоссе-Аксютина:
— Очень многие, кто планируют перебраться туда, стали приобретать недвижимость. Количество сделок увеличилось, но, опять же, Черногория — это не единственная страна, очень много сделок в Эмиратах, в Европе, особенно после того, как разрешили суммы от 150 тысяч евро в месяц. Это часть санкционной политики, поэтому, безусловно, для владельцев недвижимости, которые под санкциями, было время подумать и, может быть, что-то предпринять, продать эту недвижимость, чтобы потом не было таких огорчений. Речь идет не о заморозке недвижимости всех россиян, речь идет о заморозке недвижимости людей, которые персонально находятся в санкционных списках. Среди наших клиентов их довольно мало, но они есть, да.
— Власти Черногории еще с июня говорят, что будут замораживать активы россиян, но, в общем-то, начали это делать только сейчас, в конце июля. Почему не торопились?
— Нет законодательной базы, то есть такие решения были приняты, но есть законодательство в каждой стране о недопущении дискриминации по национальному признаку и так далее. И заморозить недвижимость лиц, которые входят в санкционный список, тоже, видимо, было не так просто, нужны какие-то законодательные решения по этому поводу. В целом в Черногории в россиянах заинтересованы в первую очередь как в носителях определенных финансовых средств и, соответственно, потенциальных инвесторах, потенциальных покупателях. Поэтому отсутствие притока покупателей недвижимости или просто посетителей магазинов всегда негативно воспринимается простыми людьми.
В течение многих лет Черногорию называли «российским VIP-курортом» — излюбленным местом отдыха российских бизнесменов. По некоторым данным, более 40% недвижимости в Черногории принадлежит россиянам, в том числе некоторым бывшим политикам и миллиардерам.
Отношение черногорцев к военной операции на Украине разнится: большая этническая сербская община страны поддерживает Россию, остальные общины, наоборот, относятся негативно. Правящие партии и часть оппозиции поддерживают санкции ЕС, но против них выступает крупнейший оппозиционный блок — «Демократический фронт».
Почему российские инвесторы не попытались избавиться от активов в стране, переписав их на родственников или перепродав? Комментирует профессор ВШЭ, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН Екатерина Энтина:
Екатерина Энтина профессор ВШЭ, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН «Осуществить сделку перепродажи или дарения в соответствии с черногорскими законами не так просто, плюс здесь сказывается неповоротливость и довольно высокая коррумпированность судебной системы и системы, связанной с оказанием услуг с операциями с недвижимостью. В целом 40% частной недвижимости принадлежит в том или ином виде российским гражданам, это около 70% побережья, что делает российские активы крайне важными для черногорцев, и это заставляет нас думать, что черногорцам вроде бы особо деться некуда, поскольку туристический сезон серьезным образом зависит от нас. И как бы там ни пытался сейчас премьер Дритан Абазович в меньшей степени сгущать краски в отношении того, сколько в этом году Черногория заработает, но уже даже и он сказал, что этот сезон туристический для страны очень сложный и много денег он в казну не принесет. Совокупность этих обстоятельств, я думаю, сдерживала наши попытки и стремления что-то быстро перерегистрировать, плюс ясно, что у людей, которые находятся под санкциями, активы есть не только в Черногории, я думаю, что в первую очередь пытались вывезти то, что стоит больше и большую ценность представляет. Нынешние политические элиты Черногории стремятся минимизировать свой контакт с Москвой, вместе с тем, поскольку лояльность населения всегда была высока и, в принципе, черногорцы очень хорошо знают наши общие страницы истории, любят и уважают русских и Россию исторически, это нельзя сбрасывать со счетов. Поэтому существуют и полностью пророссийские силы, но, к сожалению, под давлением Брюсселя, Вашингтона и той повестки, которая в течение последних 20 лет была у официальной Подгорицы, они к сегодняшнему дню минимизированы и находят минимальную поддержку из Москвы».
В конце февраля Черногория, хотя она и не является членом ЕС, присоединилась ко всем антироссийским санкциям Евросоюза, включая индивидуальные и экономические ограничения. Местные власти тогда заявили, что будут проводить свою политику в отношении конфликта на Украине в полном соответствии с политикой ЕС.