У российского IT-рынка есть все шансы на технологическую независимость
Всего месяц назад на российском IT-рынке появился новый игрок — компания ITentika. Впрочем, назвать компанию новичком нельзя: под свежесозданным брендом собралась слаженная команда специалистов, оставшихся в России после расформирования российского подразделения международного разработчика программного обеспечения DataArt. Разработчик ушел из России, покинула страну и немалая часть сотрудников компании. Оценив опыт и перспективы команды, инвестиционно-управляющая компания N3 Group и Арсен Галстян — управляющий партнер «Ташир медика» — вышли на DataArt с предложением стать владельцами российского подразделения. Собранная из активов DataArt компания сменила владельцев, создала новый бренд ITentika и продолжила самостоятельную работу с фокусом на российский рынок.
Делая ставку на свою технологическую экспертизу и более чем 20-летний опыт в IT, ITentika надеется стать одним из лидеров быстро меняющегося рынка, сфокусировавшись на заказной разработке ПО, IT-консалтинге и помощи в цифровой трансформации бизнеса, рассказала BFM.ru исполнительный директор ITentika Оксана Дерюгина.
Главный актив IT-компании— это люди. Насколько ITentika удалось сохранить штат?
Оксана Дерюгина: Из тех российских сотрудников DataArt, кто остался в России, какая-то часть перешла на работу к бывшим клиентам DataArt в России, кто-то вышел на рынок. Но нам удалось сохранить команду из более чем 500 специалистов — опытных и высококвалифицированных. Как говорят айтишники, очень «сеньорных». «Джунов» у нас достаточно мало, основной костяк — от middle+ до senior.
У DataArt были центры разработки в Воронеже, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Казани и Москве, плюс удаленные сотрудники. Где располагается ITentika и где у вас больше всего сотрудников?
Оксана Дерюгина: Наши центры разработки находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже и Краснодаре. Кроме того, мы поддерживаем удаленный формат работы по всей территории России. Самый крупный центр разработки — в Воронеже. У нас там очень современный и красивый офис, рассчитанный на 700-900 человек. То есть у нас в Воронеже сейчас есть большой задел для дальнейшего развития. Офис в Санкт-Петербурге вмещает от 100 до 200 человек. В Краснодаре нам удалось сохранить офис размером до 50 человек с планами на дальнейшее расширение. В Москве у нас также есть небольшой офис в режиме коворкинга, человек на 20, но здесь многие сотрудники работают удаленно.
Почему вы сами не уехали, какие перспективы видите на российском рынке и чем руководствовались ваши коллеги, когда решили остаться?
Оксана Дерюгина: Лично я просто хотела остаться в России. Тут семья, связи, которые держат, — наши близкие и родные, и это самое важное. Мы хотим тут жить, работать, развивать нашу страну и сферу информационных технологий. Помогать российскому бизнесу адаптироваться к новым условиям, реализовывать масштабные, интересные, крутые IT-проекты. Немаловажно, что мы нашли инвесторов со схожими ценностями и культурой в лице инвестиционно-управляющей компании N3 group и Арсена Галстяна, управляющего партнера инвестхолдинга «Ташир медика». Они очень помогают нам отстроиться в новых условиях. Наверное, не секрет, что у нас в основном остались производственные мощности, а вот наладить процессы в контексте бизнеса помогают наши инвесторы. Их поддержка очень важна для нас.
Я очень верю в ребят, которые с нами остались, — это высококлассные специалисты, которые десятилетиями реализовывали проекты практически по всему миру, во всех отраслях: здравоохранения, образования, промышленности, финансовой сферы, ретейла, медиа и развлекательных платформ, в транспорте, логистике, туризме и других отраслях бизнеса. Абсолютно точно этот опыт очень пригодится сейчас на российском рынке.
У компании-предшественника было достаточно много зарубежных проектов. На каких проектах и отраслях сконцентрируется ITentika, за счет чего планируете расти?
Оксана Дерюгина: Уход иностранных компаний подстегнул развитие российской IT-отрасли, и я убеждена, что российские игроки способны оперативно заменить ушедших. Поэтому этот период турбулентности мы рассматриваем как возможность для развития. На этом мы и фокусируемся. Сейчас в основном ориентируемся на финансы, ретейл, телеком, путешествия, медицину, нефтегаз, транспорт, логистику.
Планы на развитие большие — наших специалистов отличает не только владение самыми современными технологиями, но и глубокое понимание каждой предметной области. Это очень важно в настоящее время, когда необходимо быстро проектировать и запускать проекты. Мне кажется, все понимают, что месяцами писать подробнейшие технические задания сейчас не очень актуально, очень важен максимально быстрый выход на рынок — необходимо брать, проектировать, разрабатывать и внедрять. И наша суперсила как раз в том, что мы не просто исполнители — мы становимся технологическими партнерами для наших клиентов. Теми партнерами, с которыми можно совместно обдумывать и создавать наиболее эффективные технологические решения для поставленных бизнес-задач.
Конечно, конкуренция на сегодняшнем рынке очень высока. Но мы верим, что лидерские позиции получат компании, которые ориентированы на долгосрочное, честное партнерство с бизнесом и развитие собственных компетенций. У нас в портфеле серьезная экспертиза, гибкость, умение быстро адаптироваться. Мы создавали решения для самых сложных задач, в особенности для финтеха и ретейла. На российском рынке остались клиенты из этих сфер, которые сотрудничают с нами очень давно. Вместе с ними мы хотим создавать продукты принципиально нового качества, которые не просто соответствуют зарубежным аналогам, но и превосходят их.
Каким образом вы выстроили взаимоотношения с бывшими клиентами DataArt? И появились ли у ITentika новые заказчики?
Оксана Дерюгина: Переформатирование отношений с клиентами происходит прямо сейчас: одни контракты закрываются, другие открываются. На стороне наших заказчиков в связи с новой рыночной ситуацией тоже происходит трансформация работы с вендорами. Мы совместно с заказчиками выстраиваем новые форматы отношений, которые на текущем рынке стали более актуальными. Весь российский бизнес сейчас трансформируется и адаптируется к новым реалиям. Перезапускаются процессы работы с поставщиками, с вендорами, и мы находимся на самом гребне этой волны.
С какими задачами сейчас приходят заказчики, какие «дыры» стремятся закрыть в первую очередь?
Оксана Дерюгина: Зачастую у заказчиков не хватает собственных ресурсов для того, чтобы сконцентрироваться на неких новых направлениях, которые стали критически важными для бизнеса. Компании вовлекают нас в этот процесс постановки задач для построения чего-то нового — запуска проектов, развития новых направлений. Если эти направления считаются совсем «пилотными», то есть их необходимо тестировать на рынке, — нам отдают их полностью на аутсорс, мы реализуем их от начала до конца. Ну а если «пилот» получает некий рыночный успех, заказчик видит, что «тема взлетела», проект возвращается в «родительскую» инфраструктуру. Мы помогаем его внедрить внутри и продолжаем вместе с заказчиком его развивать. Это взаимовыгодная история, потому что она позволяет не отвлекать внутренние ресурсы на развитие новых направлений, судьба которых пока под вопросом. Наиболее плотно мы работаем с финтехом, это всегда был наш конек, и в первую очередь сейчас ощущается высокий запрос на экспертизу и на решение комплексных задач end-to-end.
Кроме того, нас привлекают для экспертной оценки, консалтинга, решения комплексных серьезных задач, связанных, например, с AI&ML, с трансформацией, миграцией данных и так далее. Как известно, сейчас перед многими компаниями встала задача по миграции с решений Oracle, Microsoft и прочих покинувших рынок компаний — это большая и серьезная задача. В общем, спектр вопросов, которые российскому бизнесу требуется оперативно решать, довольно широк, и мы в этом с удовольствием помогаем.
Болевой точкой российского IT-рынка долгое время был вопрос кадров, а сейчас этот вопрос, судя по всему, обострился. Так ли это?
Оксана Дерюгина: Соглашусь, что, с одной стороны, мы наблюдаем некий отток кадров за рубеж. С другой стороны, высвободилось большое число сотрудников тех зарубежных компаний, которые ушли с российского рынка. Многие из них не собираются уезжать. И это создает некий дополнительный приток ресурсов. Я думаю, что где-то к Новому году мы увидим возвращение некоторой части релоцировавшихся IT-специалистов. Но, учитывая, в каком масштабе сейчас происходит импортозамещение, какой высокий спрос на развитие IT-продуктов есть на рынке, думаю, потребность в квалифицированных кадрах все равно будет оставаться.
ITentika собирается расширять штат в обозримой перспективе?
Оксана Дерюгина: Конечно, у нас очень амбициозные планы, мы хотим расти. Мы прекрасно понимаем риски, связанные с нехваткой кадров, которые существуют на рынке, — и они могут обостриться в ближайшие месяцы, я думаю, новый пик спроса будет после Нового года. Но у нас есть технологический потенциал, мы можем позволить себе вкладываться в развитие новых кадров, в обучение российских IT-специалистов для развития отрасли в целом. Например, в июле у нас стартовал образовательный IT-лекторий для студентов и начинающих IT-специалистов по всей России. Кроме того, ITentika развивает центры компетенций, где коллеги изучают новые технологии, тренды, сами готовят обучающие программы и делятся опытом.
Каким вы видите ландшафт российского IT-рынка в ближайшие год-два?
Оксана Дерюгина: Рынок движется по пути технологической независимости от Запада. Наш опыт в том же финтехе показывает, что Россия даже не на шаг, а на несколько шагов, возможно, на десятилетия обогнала европейский и особенно американский финтех-рынок. Это и дает некоторую уверенность в том, что и в остальных областях у нас огромный потенциал. Я знаю, что если мы на чем-то концентрируемся, то делаем это хорошо. Поэтому, раз наша IT-отрасль сконцентрировалась на импортозамещении и технологической независимости, то в ближайший год, я думаю, мы увидим результаты. Конечно, при определенной приоритизации и выделении соответствующих ресурсов. IT-отрасль дает «выхлоп» достаточно быстро, она не слишком капиталоемкая, поэтому я думаю, что результаты будут видны достаточно быстро.
Каких показателей планирует достичь ITentika в ближайший год?
Оксана Дерюгина: Наша первая большая задача — выйти на самоокупаемость. Ни для кого не секрет, что сейчас мы развиваемся за счет инвестиций. Поэтому первый шаг — это самоокупаемость, а затем и выход на плановые показатели рентабельности. Для этого, по нашим текущим расчетам, нам необходимо как минимум удвоить масштабы бизнеса и в дальнейшем расти в соответствии с воронкой входящих проектов.