Россияне заинтересовались шитьем и вязанием на фоне ухода западных брендов
Лента новостей
В соцсетях и светских телеграм-каналах все больше пишут о том, что пришло время вернуться к спицам, крючкам и швейным машинкам. Насколько сейчас популярны соответствующие курсы и индивидуальный пошив вещей?
«Издательский дом Burda снова имеет все шансы на успех», «171 выкройка в натуральную величину — это «свежий глянец» — шутят в телеграм-каналах. Журнал Burda появился на видном месте в супермаркетах «Азбука вкуса» по цене в районе 300 рублей. Издание продается в России с 1987 года, но после пика популярности в 90-е этот медиабизнес был убыточным, писала газета «Коммерсантъ». Прошлой осенью немецкий холдинг продал российский издательский дом местному топ-менеджеру. Все еще издаются «Сабрина», Anna и прочие журналы с выкройками и схемами для вязания — какое-никакое разнообразие.
Люди действительно пошли учиться шить, утверждает владелец столичной студии кройки и шитья Sarafun Анастасия:
— Когда объявили об уходе крупные бренды, был всплеск. Для начинающих — в среднем трехмесячные курсы, они у всех мастерских плюс-минус похожи. За три месяца — три базовые вещи: юбка, платье, брюки. Нельзя сказать, что человек научится, но азы будут. Стоит в районе 25 тысяч рублей за три месяца.
— Кто сейчас идет учиться?
— Сказать, что совершенно разного возраста, не могу. Где-то от 25 до 45 лет. Сейчас идет набор на сентябрь.
Что касается вязания, тут выбор курсов скромнее. Впрочем, в интернете полно схем и пособий. Стограммовый моток пряжи в магазинах рукоделия — в диапазоне от 150 до 600 рублей в зависимости от состава, качества и производителя. Судя по ассортименту, серьезных проблем с сырьем сегодня нет. Но делать выводы относительно того, выросли ли продажи пряжи, пока рано, считает Шамиль Лепшоков, руководитель карачаево-черкесской фабрики Alabar, где делают пряжу из белорусского сырья:
— Пока говорить, больше или меньше, рано, потому что сезон начинается к концу августа и вплоть до апреля идет. А сейчас пока, конечно, тишина. Как говорится, цыплят по осени считают. У нас так же.
— Цены как-то менялись? Наверное, пандемия тоже повлияла? С другой стороны, люди, наверное, стали чаще шить и вязать для себя?
— Цены, конечно, в этом году выросли с курсом доллара. Но когда он упал, цена на сырье на процентов 15 уменьшилась. Но сказать, как турецкая валюта падает в цене, нельзя. Как нам объясняют, поставщики этого сырья не закупили, дорого было. Пока это не распродадут по имеющейся цене, цены снижать не собираются. 2020-й и 2021-й — очень хорошие два года были.
Помимо рукоделия, есть еще варианты пошива вещей на заказ. Но это гораздо дороже. Вечерние наряды заказывают все реже, а вот в кэжуал-сегменте заметный рост. О ценообразовании и спросе рассказывает модельер ателье Abiart Наталья Смирнова:
Наталья Смирнова модельер ателье Abiart «Каждый мастер объявляет свою цену. Например, пошив костюма — от 100 тысяч рублей без материалов. Тут еще зависит от технологий пошива. Например, мы в женском костюме применяем три технологии: клеевой способ — самый экономичный, способ Bespoke, когда все делается вручную, еще есть технология Chanel, когда нет практически ни одной машинной строчки. Три мастера, модельер, конструктор и портной, на один жакет примерно тратят месяц. Очень много одно время было звонков, новых клиентов не появилось. Но возобновились старые клиенты, которые иногда что-то заказывали, они стали больше заказывать. Также у нас стало больше молодежи: племянницы, племянники, дочки, внучки наших клиентов. Таким образом, разрослась база».
Эксперты считают: тренд на моду «своими руками» надолго. Но вряд ли в ближайшее время все повально засядут за швейные машинки и возьмут в руки спицы. Как минимум это занимает много времени. А время в мегаполисе — слишком ценный ресурс.