16+
Пятница, 27 декабря 2024
  • BRENT $ 73.85 / ₽ 7328
  • RTS873.13
18 июля 2022, 23:21 Политика

О чем Владимир Путин будет говорить с лидерами Ирана и Турции в Тегеране? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

РФ заинтересована в том, чтобы задействовать иранский маршрут транспортировки нефти в обход западных логистических санкций, однако при этом Путину надо будет как-то снять озабоченность Тегерана тем, что Москва наращивает поставки нефти в ту же Индию и Китай со значительным дисконтом, рассуждает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Владимир Путин собирается посетить с визитом Иран. В Тегеране запланированы его встречи с главами государств-участников «астанинского формата» по Сирии, в том числе должны состояться двусторонние встречи с президентами Ирана и Турции. Путин также встретится с верховным лидером аятоллой Али Хаменеи. В центре внимания будут вопросы сирийского урегулирования, но далеко не только они. Чего можно ждать от тегеранских переговоров Путина?

Российскому президенту придется с головой окунуться в хитросплетения восточной дипломатии. Второй после 24 февраля зарубежный визит Путина будет далек от церемониального. Если говорить о Сирии, то у всех трех держав там свои интересы, и они далеко не совпадают. Поддерживаемый Россией и Ираном режим Башара Асада контролирует большую часть территории страны и практически все крупные города. Москва и Тегеран хотели бы дальнейшей стабилизации. Однако Тегеран хотел бы при этом использовать Сирию в качестве плацдарма для создания угроз Израилю, а также для поставок оружия шиитской группировке «Хезболла» в Ливане. И то и другое периодически вызывает у Израиля вопросы уже к России. При том что отряды «Хезболлы» сыграли немалую роль в военных победах Дамаска в сухопутных операциях. Пользуясь отвлечением внимания России на Украину, Тегеран хотел бы вообще расширить свое влияние в Сирии, в первую очередь в плане ослабления светского характера режима.

Вне контроля Дамаска остается провинция Идлиб, но добить окопавшихся там исламистов не дает Анкара. Турция контролирует северо-запад Сирии, а поддерживаемые США Сирийские демократические силы контролируют восточную Сирию. Турция по-прежнему хотела бы свержения режима Асада и прихода к власти поддерживаемых ею так называемых «умеренных исламистов». Уже сейчас Анкара хотела бы начать и постепенное возвращение домой сирийских беженцев, коих на территории Турции скопилось 3,6 млн.

Территория Сирии также является ареной противостояния турецкой армии с курдами. Анкара недавно заявила о подготовке новой военной спецоперации против них на территории Сирии. Москва высказала свои возражения, идея не встретила поддержки и в Тегеране. И теперь Эрдоган попытается добиться согласия партнеров. Вопрос — в обмен на что.

В ходе личной встречи Путина и Эрдогана, которая станет первой очной беседой после начала боевых действий на Украине, многие ожидают окончательного согласования сделки по разблокировке украинских портов с целью экспорта зерна, в которой Турция выступит одним из гарантов. Ранее в Стамбуле делегации России и Украины достигли предварительной договоренности о том, как это будет работать. Могут быть затронуты и вопросы азербайджано-армянского урегулирования вокруг Карабаха, продвижение по которому в последнее время явно затормозилось, что вызывает все большее раздражение в Баку, опирающегося на поддержку Анкары. Впрочем, куда большую актуальность представляет для Москвы сейчас сохранение Турцией относительного нейтралитета в конфликте с Украиной, неприсоединение к западным санкциям и предоставление логистических коридоров для российского импорта, а также вообще возможностей для параллельного импорта.

Встречу Путина с президентом Ирана Ибрахимом Раиси можно будет рассматривать как ответ на недавний ближневосточный визит президента США Байдена в Израиль и Саудовскую Аравию, который прошел под знаком противостояния Ирану в регионе. За российско-иранскими переговорами поэтому особенно внимательно будут следить в Эр-Рияде и наверняка примут во внимание их итоги в свете предстоящей в начале августа встрече ОПЕК+, на которой будут обсуждаться планы дальнейшего наращивания нефтедобычи, о чем саудитов настоятельно просил Байден.

Накануне визита Путина в Тегеран телекомпания CNN, видимо, не случайно разразилась сенсацией: якобы Москва просила о поставках иранских ударных беспилотников, поскольку, мол, свои у России заканчиваются. По утверждению CNN, российские представители уже дважды ездили в Иран, чтобы ознакомиться с этой продукцией.

Новости накануне визита Байдена к саудитами придал дополнительный политический вес советник Белого дома по нацбезопасности Джейк Салливан, заявивший, что Иран может поставить России несколько сотен дронов. Однако на днях Тегеран опроверг намерения поставлять такое оружие России, как и любое другое, которое могло бы привести к эскалации боевых действий на Украине. Сам Тегеран был бы заинтересован в покупке российских истребителей Су-30, учебных самолетов Як-130, танков Т-90, систем ПВО С-400 и береговых систем обороны Bastian, однако вряд ли сейчас Россия станет наращивать такой экспорт. Самим, как говорится, нужнее. Зато Тегеран сможет снова заручиться поддержкой России в том, чтобы восстановить «ядерную сделку» 2015 года и снять с Ирана все санкции.

Россия, в свою очередь, заинтересована в том, чтобы задействовать иранский маршрут транспортировки нефти в обход западных логистических санкций: через Каспийское море, далее к иранским портам в Персидском заливе и затем в Индию. Однако при этом Путину надо будет как-то снять озабоченность Тегерана тем, что Россия, наращивая поставки нефти в ту же Индию и Китай со значительным дисконтом, уже отъела значительную долю иранского экспорта в эти страны, вынуждая Тегеран идти на еще большие скидки и терять сотни миллионов долларов экспортной выручки.

По подсчетам агентства Bloomberg, дополнительные скидки по сравнению с размерами до 24 февраля для иранской нефти, поставляемой в Китай, составили до 10 долларов за баррель Urals, увеличившись в два раза по сравнению с контрактами до 24 февраля. С другой стороны, что такое эти жалкие 10 долларов по сравнению с тем, что в прошлом году товарооборот между Россией и Ираном вырос аж на 81%, достигнув 4 млрд долларов, а в этом году может составить уже 10 млрд, а то и больше.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию