16+
Понедельник, 23 декабря 2024
  • BRENT $ 73.30 / ₽ 7502
  • RTS828.93
18 июля 2022, 19:31 Технологии

Путин заявил, что проект по развитию микроэлектроники в РФ пришлось перезагружать

Лента новостей

Радиостанция Business FM спросила экспертов, о чем мог говорить президент — что это был за проект и почему его пришлось запускать заново?

Владимир Путин.
Владимир Путин. Фото: пресслужба президента России/kremlin.ru

Проект по развитию отрасли микроэлектроники в России пришлось начинать заново. Об этом заявил Владимир Путин на совете по стратегическому развитию и нацпроектам. Реплика прозвучала в контексте «скромных», по словам президента, результатов «Ростеха».

«Знаю, сейчас коллеги будут говорить, что финансирования не хватает, еще что-то. Но я просто констатирую сам факт того, что происходит, — в том числе по проектам создания сетей 5G, развитию производства оборудования для внедрения интернета вещей. А проект по развитию микроэлектронной отрасли пришлось полностью перезагружать в прошлом году», — сказал президент.

Подробностей о проекте он не привел. Были предположения, что речь шла о судьбе корпорации «Ангстрем» или о каком-либо нацпроекте.

Речь президента комментируют эксперты в сфере микроэлектроники:

Руководитель СКБ «Робототехника» в НИУ «Московский институт электронной техники» Станислав Шепелев:

— Владимир Владимирович дал очень расплывчатый комментарий на эту тему. Я думаю, что связано с тем, что мы не импортозаместились. Если раньше получалось много чего завозить, то сейчас по многим компонентам нам ограничили поставки. Причем если раньше речь шла о каких-то реально передовых или высокоточных компонентах, то сейчас в перечне санкций идут уже даже вещи не промышленного, а уже бытового сегмента. В отечественной электронной области несколько основных направлений. Мы используем очень много зарубежных компонентов, сами производим часть компонентов и часть очень большую производим на зарубежных мощностях. Зарубежного оборудования у нас производится минимум и строго под специальные задачи. Речь шла как раз о развитии в этой области, нужно было разрабатывать свое оборудование, нужно было локализовать компоненты.

— Знаете что-нибудь про положение с корпорацией «Ангстрем»?

— «Ангстрем» сейчас по плану вроде собирались перезагружать, часть оборудования старого планировалось выкупить, оснастить новым, корпус сейчас строят активно. Тоже неизвестно, что будет с компонентами. Хорошо, мы построим корпус для «Ангстрема», но нужно же оборудование новое, так что с «Ангстремом» темная история, про него пока что, наверное, лучше даже не вспоминать.

Исполнительный директор Ассоциации «Консорциум отечественных разработчиков Систем хранения данных» Олег Изумрудов:

«Весь проект был в рамках программы развития микроэлектроники до 2030 года. Во-первых, он был принят достаточно поздно — в 2020 году, а утвержден и принципы финансирования по нему приняты были только в 2022 году. Принятие программы было затянуто. А нынешняя ситуации — это новые реалии, и сейчас принимается другая программа, которая называется уже не программа, а стратегия развития микроэлектроники до 2035 года. И там как раз учитываются те реалии, которые существуют сейчас, то есть это относится и к разработке непосредственно микропроцессоров, микроконтроллеров, разработке периферийных устройств, разработке отечественных ИКБ, программного обеспечения низкого уровня, когда мы говорим про уровень прошивок непосредственно для микроконтроллеров, операционных систем, программного обеспечения, специального программного обеспечения и прикладного программного обеспечения.»

Проректор по цифровизации Национального исследовательского Томского политехнического университета Александр Фадеев:

«Я знаю, что готовились постановления, например, предлагалось не напрямую поддерживать деньгами тех, кто производит микроэлектронику, а дотировать продажи. То есть за каждое проданное российское микроэлектронное устройство государство доплачивало бы сверху ровно стоимость этого устройства — то есть для конечного потребителя устройство было бы в два раза дешевле, чем бы его выпускал производитель. И, конечно, это бы дало колоссальное преимущество перед зарубежными партнерами. Это один из примеров проекта постановления, который был предложен два года назад, оно не было почему-то принято. Мне кажется, речь идет именно об этом, в нашей стране микроэлектроника находится в очень тяжелом состоянии, ее фактически нет, кроме как для оборонки. Я думаю, что зарубежное лобби, которое сегодня держит рынки, просто пролоббировало какую-то отсрочку принятия этих решений. Два года назад обсуждалось очень много того, что пытались сделать. Например, один из проектов был по грантовой поддержке исследователей в области микроэлектроники, которые заканчивали исследование защитой патента. И считалось, что чем больше патентов сделают наши разработчики, ученые, тем лучше для микроэлектроники. Но до реального воплощения это не дошло. Точно так же, как прямая финансовая поддержка производителей очень часто тоже не имеет результата, деньги влили — на выходе опять ничего не получили».

Как отметил Путин на совещании, «создание сквозных технологий в России нельзя назвать полностью успешным». Из 13 направлений, по его словам, пять не реализованы, а по некоторым не будут достигнуты целевые показатели.

Однако есть и плюсы. По словам президента, у Сбербанка есть прогресс в области искусственного интеллекта, у РЖД — по направлению квантовых коммуникаций, у «Росатома» — в области композиционных материалов.

Корпорация «Ангстрем», в реорганизацию которой были вложены сотни миллионов евро, тем временем продолжает работу. Хотя эксперты затруднились ответить, чем именно занимается компания. На сайте «Ангстрема» последняя новость датируется 5 июля — в ней говорится о том, что компания готова к серийному выпуску новой серии процессоров.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию