Сотрудникам Кроноцкого заповедника на Камчатке дали реальные сроки по делу о растрате
Лента новостей
Местная общественность и власти возмущены приговором, директор заповедника в знак протеста подал заявление об увольнении. Губернатор и камчатское Минприроды заявляют о поддержке сотрудников заповедника. Между тем он может прекратить проводить экскурсии для туристов
Спустя пять лет разбирательств четырех сотрудников Кроноцкого заповедника на Камчатке признали виновными в растрате более 450 млн рублей. Им назначили от трех до восьми лет отбывания наказания в исправительной колонии общего режима. Сами сотрудники свою вину отрицают.
450 млн рублей были выделены в 2015 году на ликвидацию накопившегося еще в советское время на заповедной территории экологического ущерба — нефти и нефтепродуктов, брошенного оборудования и техники.
По версии следствия, сотрудниками заповедника «была создана видимость утилизации отходов», и фактически их захоронили на особо охраняемой заповедной территории Камчатки. По словам защиты, фирма-подрядчик согласовала с заповедником документы с ложными сведениями об объемах выполненных работ.
На решение суда отреагировала общественность: заповедник поддержал губернатор Камчатки Солодов, директор Кроноцкого заповедника Петр Шпиленок в знак протеста объявил об увольнении, а региональное Минприроды настаивало на том, что подсудимые — «никакая не ОПГ», а «сотрудники лучшего заповедника России, которые выполняли свою работу».
Business FM поговорила с директором заповедника Петром Шпиленком:
— Говорить, как будет дальше развиваться [ситуация], очень сложно, потому что никто не ожидал, что вот так все будет. Весь маразм в чем? Дело, которое расследуется уже семь лет и в котором есть люди, которые признали свою вину, есть люди, которые с этим коммерчески, может быть, связаны, а есть простые работяги. Вот совершенно идиотская ситуация, в которую оказалось все учреждение втянуто. Порядка шести лет назад, как раз в период выполнения этого контракта, умер директор. В итоге в это время, когда следствие шло, ничего лучшего не придумали, ну, раз нет руководителя, который должен нести за все ответственность, начали просто [проходиться] по всем его подчиненным, которые так или иначе в тот период работали в организации, занимались проектами ликвидации ущерба. Конечно, все в шоке, и губернатор включился, и все включились, потому что так нельзя делать, ну как можно одних людей брать и наказывать за грехи других. Для того чтобы определить, было ли вообще какое-то хищение, нужно как минимум просто посмотреть, насколько выполнены работы, которые на тот момент проводились. Я, к сожалению, в тот момент не работал в заповеднике, не могу говорить, но по факту получается, что фото- и видеофиксация, показания свидетелей, что там работа выполнена на 90%, там, может быть, были и нарушения со стороны подрядчика какие-то, но, по всем данным, с учетом того, что это выполнялось на удаленных территориях, туда, куда можно, не знаю, раз в месяц заброситься, приемка смотрела, что было до, потом приезжала, смотрела, что было после. В приемке участвовали не только сотрудники, в приемке участвовали разные люди, огромное количество видео, фото, на балансе учреждения были тысячи тонн [отходов], это вообще не учитывают, это никому не интересно. В итоге сказали, нет, вы вообще всю сумму украли и ничего не сделали. И вот людей посадили на достаточно серьезные сроки. Но сейчас будет апелляция, будем доказывать. Вот и сейчас учреждение остается без руководящих должностей, в разгар туристического сезона, научного сезона, с учетом всего этого мы будем эту деятельность сокращать сейчас.
— А вы не проходите по делу?
— Я в это время на строительстве работал. Я не удивлюсь, [если] появлюсь, потому что у нас Роман Корчигин, он зам по науке и экологическому туризму, он в 2015 году тоже не работал, но сейчас ему вменяют те работы, которые якобы были выполнены при нем в 2015 году, хотя он строил это учреждение в 2016 году. Причем знают этих ребят только люди, которые из Кроноцкого заповедника сделали лучший заповедник страны. Являются тем костяком заповедника, да и вообще в целом природоохранной деятельности на Камчатке.
Камчатские экоактивисты объявили об одиночных пикетах и акциях в защиту осужденных. А директор краевого природного парка «Вулканы Камчатки» Любовь Тимофеева подала заявление об увольнении, мотивировав это невозможностью «продолжать работу в системе, которая награждает приговором за работу по защите природы».
О нестыковках дела и о том, что теперь будет с Кроноцким заповедником, рассуждает главный редактор газеты «Камчатское время» Евгений Сиваев:
— Эти люди занимались научной работой, где-то, в какой-то момент, видимо, нужно было подписать бумаги именно по очистке акватории Тихого океана от бочек старых. И я так понимаю, что эти люди подписали документы. Но они не являлись непосредственными исполнителями. Исполнителем являлся подрядчик, которого первого и взяли. Подрядчик пошел на сотрудничество со следствием, и переквалифицировали его вину на этих троих, на сотрудников. По моей информации, знакомые у меня есть, которые с ними работали, говорят, что это нормальные, порядочные люди, ну, вы же понимаете, когда идет разговор о таких деньгах, их трудно скрыть. Да, с точки зрения закона они действительно нарушили закон, потому что подписали документы, в которых, может быть, не разбирались. Но с точки зрения того, брали ли эти люди деньги, совершенно очевидно, что нет. Более того, эти деньги уже вернули, и возвращали не они, а возвращал именно тот подрядчик, который избежал реального срока. Что касается заповедника теперь, скорее всего, в конце июля уже закроются некоторые маршруты, возможно, будет недоступна Долина гейзеров, возможно, будет недоступно Курильское озеро. Это очень серьезно.
— Я правильно понимаю, что в обстановке с этими загрязнениями трудно проследить, куда деньги уходят?
— Силовики не выезжали на место и не делали экспертизу, говорят о том, что эти отходы закопали на месте. Это очень легко найти, надо просто понимать, что такое береговая зона Тихого океана, там если какая-то техника проехала, то от гусениц останется след на 40 лет, никаких проблем не было доказать этот момент, но его доказали только со слов подрядчика. Кроноцкий заповедник — это больше такая как бы вещь в себе, там не так уж много людей работают, и сейчас он в основном завязан на туризме, он не для всех камчатцев вообще доступен. Полет в Долину гейзеров стоит 50 тысяч, кто полетит на шесть часов вот за такие деньги? Ну, вот сегодня я прилетел на озеро Курильское, там были группы VIP-туристов в основном и медведи. Экскурсии могут прекратиться из-за того, что некому будет работать.
Кроноцкий заповедник — это один из старейших заповедников России. Он является объектом всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. На его территории находятся восемь действующих вулканов, термальные озера, знаменитая Долина гейзеров, водопады и другие природные объекты. До середины XX века на части заповедных территорий велись геолого-разведочные работы и располагались военные части. В конце 1960-х годов участки получили охранный статус. Но к тому времени земля уже была загрязнена тоннами нефти и нефтепродуктов, брошенным оборудованием и техникой.