16+
Вторник, 5 ноября 2024
  • BRENT $ 75.52 / ₽ 7367
  • RTS844.70
8 июля 2022, 16:38 Право

«Страшный прецедент» в деле об оказании юруслуг «Аэрофлоту»

Лента новостей

Суд признал топ-менеджера «Аэрофлота» Владимира Александрова, а также его подчиненную и двух адвокатов в хищениях 250,6 млн рублей под видом оказания юридической помощи. Защита считает, что суд посягнул на «свободу договора» и создал «страшный прецедент»

Владимир Александров.
Владимир Александров. Фото: Михаил Почуев/ТАСС

Гагаринский суд Москвы вынес приговор по делу о хищении 250,6 млн рублей у «Аэрофлота» при заключении договоров об оказании юридической помощи. За мошенничество в особо крупном размере заместитель директора ПАО «Аэрофлот» по правовым и имущественным вопросам Владимир Александров получил семь лет колонии, а его подчиненная Татьяна Давыдова и адвокаты Дина Кибец и Александр Сливко — от шести лет до 6,5 года. Половину наказания фигуранты уже отбыли. Поэтому после вступления приговора в силу, они могут ходатайствовать об условно-досрочном освобождении.

Огласить приговор судья Ольга Арбузова смогла лишь со второй попытки. Первоначальное чтение было запланировано на 5 июля, но судья отложила его на день. Оглашение вердикта растянулось на три дня. Все это время зал суда был забит до отказа родственниками подсудимых и их друзьями. Сами фигуранты не выглядели подавленными. Они улыбались и переговаривались с близкими. В клетке с них так и не сняли наручники.

Оплата труда малоизвестных юристов

Суд согласился с версией обвинения в том, что бывший директор юридического департамента, заместитель гендиректора авиакомпании «Аэрофлот» по правовым и имущественным вопросам Владимир Александров в 2016-2018 годы неправомерно инициировал заключение с адвокатами из подмосковной коллегии «Ваш адвокатский партнер» договоров на оказание юридических услуг. Необходимость в этом отсутствовала, поскольку всю работу выполняли сотрудники юридического департамента авиакомпании. Кроме того, адвокаты дублировали труд других защитников, нанятых «Аэрофлотом», большинство же указанных услуг носили технический характер.

Сам Александров мотивировал привлечение сторонних юристов тем, что малоизвестным адвокатам надо меньше платить, сказали свидетели во время дачи показаний. Однако, по их словам, на деле это оказалось не так. Так, они сообщили, что Дине Кибец платили «400-500 евро в час, сумму, эквивалентную оплате труда ведущих игроков юридического рынка». При этом договоры с адвокатским бюро были заключены без проведения необходимых конкурсных процедур.

В ходе судебного процесса вспыли подробности. Выяснилось, что деловой партнер Кибец Александр Сливко был ранее судим за противодействие производству предварительного следствия, Александров это знал, но все же взял его на работу, указали свидетели. При этом и Кибец, и Сливко являлись однокурсниками Александрова. Последний, как выяснилось еще на аресте, до 2004 года был Арменом Абаляном и, по словам следователей, еще школьником получил гражданство России с нарушениями.

Сумму незаконно перечисленных адвокатам средств следствие и суд оценили в 250 млн 616 тысяч рублей. Все фигуранты были признаны виновными в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ).

Приговор

Владимира Александрова суд приговорил к семи годам лишения свободы со штрафом в 900 тысяч рублей. Бывшему руководителю юридического департамента «Аэрофлота» Татьяне Давыдовой и адвокату Александру Сливко судья назначила по 6,5 года со штрафами 700 тысяч и 650 тысяч рублей. Адвокат Дина Кибец была осуждена на шесть лет колонии со штрафом в 600 тысяч рублей. По приговору все должны отбывать сроки в колонии общего режима.

В ходе прений сторон прокуратура просила лишить Александрова медали «За заслуги перед Отечеством» II степени, однако судья Ольга Арбузова этого делать не стала.

Иск к подсудимым на 128 млн 240 тысяч рублей, заявленный одним из двух потерпевших, — территориальным управлением Росимущества по Москве (ему принадлежат 51,17% акций авиакомпании), суд оставил без рассмотрения, разъяснив право подать его в порядке гражданского судопроизводства. Второй потерпевший, компания «Аэрофлот», никаких исков в ходе процесса не заявляла.

Половину назначенных им сроков подсудимые уже отсидели, так как день в СИЗО приравнивается к полутора дням в колонии общего режима. Подать ходатайство об условно-досрочном освобождении они смогут лишь после того, как приговор вступит в силу.

Почему защита не согласна

Адвокаты осужденных с приговором не согласны и намерены его обжаловать в Мосгорсуде. Так, защитница Александрова Мария Корчагина считает приговор несправедливым, а назначенные сроки — «непомерно высокими». По мнению защитницы, все подсудимые должны быть оправданы за отсутствием состава и события преступления. «В ходе судебного следствия было доказано, что все работы в полном объеме были выполнены адвокатами, — заявила Business FM Мария Корчагина. — Целесообразность их привлечения имела место, и только заказчик может решать, необходимо ли ему заключать с адвокатом договор или нет, необходим ли ему адвокат или нет. Компания ПАО «Аэрофлот» неоднократно высказывала позицию о том, что у нее нет никаких претензий к адвокатам — все работы были выполнены, все юридические услуги были исполнены, а информацией о каком-либо ущербе они не обладают. В этой связи говорить, что адвокаты компании были не нужны, нельзя».

По словам Корчагиной, оглашая приговор, судья не мотивировала, почему адвокаты были не нужны компании, «как и не было приведено ни одного конкретного довода, почему судья пришла к завышению объема [выполненных работ] со стороны адвокатов». Защитница заявила, что стоимость услуг адвокатов соответствовала рыночной, что подтвердили свидетели.

Она назвала приговор суда «страшным прецедентом и страшной тенденцией для всего адвокатского сообщества». «Мы можем забыть о свободе профессии и свободе договора», — сказала она. Ее коллега, адвокат Дины Кибец Сергей Смирнов, добавил, что «таким образом, любого адвоката можно привлечь к ответственности, если кому-то покажется, что он завышает стоимость своих услуг».

Помимо защиты оспорить приговор в Мосгорсуде может и обвинение. Прокурор Андрей Третьяков требовал для всех фигурантов по девять лет заключения.

Аналогичные дела

Дело топа «Аэрофлота» не единственное в своем роде. Аналогичная фабула дела у председателя московской коллегии адвокатов «Межрегион» Сергея Юрьева, который придерживается схожей позиции. Автора более 200 работ по правовым проблемам обвиняют в хищении почти 1 млрд рублей при оказании юридической помощи Росавиации. Его судят в Мещанском суде Москвы.

На завершающей стадии находится рассмотрение в Химкинском горсуде Подмосковья и так называемого дела НПО имени Лавочкина. На скамье подсудимых генеральный директор дочерней корпорации «Роскосмоса» — НПО имени Лавочкина — Сергей Лемешевский, его подчиненная Екатерина Аверьянова и заведующий адвокатской конторы «Третьяков и партнеры» Игорь Третьяков. Их обвиняют в хищениях в 2015-2018 годах более 330 млн рублей у госкорпорации «Роскосмос» при оказании юридических услуг. Подсудимые вину отрицают.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию