Reuters: Канада вернет турбину «Газпрому»
Лента новостей
Ранее об этом Оттаву попросили власти Германии. Они выразили опасения, что в противном случае «Северный поток» вообще не выйдет из ремонта, который начнется на следующей неделе
Обновлено 9 июля в 11:12
Правительство Канады планирует вывести из-под санкций турбину для газопровода «Северный поток», об этом сообщает Reuters. Ранее к такому шагу Канаду призвали в ФРГ. Сообщается, что Германия и Канада не хотят, чтобы нехватка турбин стало поводом для прекращения Россией поставок газа по «Северному потоку». В Берлине опасаются, что без этого оборудования трубопровод вообще не выйдет из ремонта, который начнется на следующей неделе.
Возобновит ли «Газпром» работу «Северного потока» после ремонта? Мнение ведущего эксперта Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игоря Юшкова:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «После ремонта вполне возможно, что «Газпром» возобновит прокачку, но не исключено, что она станет еще меньше в ее суточном выражении, то есть сейчас по «Северному потоку» проходит около 60-70 млн кубов в сутки, возможно, еще меньше будет, 40-30 млн кубов, то есть постепенно он будет останавливаться. Я не думаю, что сейчас резко это произойдет, потому что «Газпром» и российская сторона тоже видят, что, видимо, немцы начинают приходить к неким рациональным действиям, раньше они просто обвиняли России, хотя признавали, что проблемы у него, а не у «Газпрома», а дальше постепенно Германия начнет осознавать: «Ага, значит, невозможно заполнять нормально к отопительному сезону подземные хранилища без «Северного потока», значит, надо что-то делать, что делать? Вот проблема в том, что турбин нет (по крайней мере по заявлениям «Газпрома»), значит, нужно вернуть эти турбины». После начинаются нормальные переговоры. По всей видимости, закулисные переговоры с канадцами ни к чему не привели, и немцы теперь выводят это все в публичную плоскость и публично призывают вернуть, потому что в реальности никакой проблемы в том, чтобы сделать исключение из-под санкций для конкретных турбин, которые идут на конкретный проект, у канадцев, нет. Американцы, например, каждую неделю штампуют всевозможные исключения, у них это называется генеральная лицензия, шлифуя, можно сказать, свой санкционный режим. Что мешает Канаде пойти навстречу немцам, совершенно непонятно. Поэтому пусть немцы занимаются этим вопросом, пусть давят на Канаду. Не могут на Канаду надавить, пусть давят на Польшу, поляки могут вернуть «Газпрому» его долю в компании EuRoPol, Россия со своей стороны после этого может снять санкции с компании EuRoPol, это оператор польского участка газопровода «Ямал — Европа», и можно будет использовать «Ямал — Европу». Надавите на украинцев, если на поляков не можете, Украина же не пропускает газ через свою территорию в полном объеме, они запрещают использовать газоизмерительную станцию «Сохрановка», через которую шло около 60 млн кубов».
Украина призывает Канаду не отдавать России турбину для «Северного потока». В Минэнерго страны настаивают, что санкции запрещают передачу России любого оборудования, связанного с газом. Там считают возможное решение по возврату турбины России необоснованным нарушением санкционного режима.
Агентство Reuters со ссылкой на анонимного собеседника в министерстве энергетики Украины сообщило, что ведомство связывалось с канадцами и просило не отдавать турбину.
Даже если Канада разрешит транспортировку турбины, успеют ли ее доставить в Россию к окончанию планового ремонта «Северного потока», который продлится до 21 июля? Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности и Финансового университета «Я думаю, что технических проблем довезти ее нет. Тем более что надо отремонтировать не вообще все турбины, а конкретно их компоненты. Их надо будет завезти из Канады. Я думаю, что, когда компании сами что-то делают, можно перевезти и по воздуху на грузовых самолетах. Что-то, возможно, надо было доставить морем. Полагаю, что воздушный транспорт будет иметь приоритет. После этого, думаю, проблема будет решена, по крайней мере на уровне данного вопроса. А вот что будет с другими турбинами, с другими агрегатами, как вообще будут складываться отношения между Россией и Европой и не получится ли, что Россия найдет аргументы, чтобы продолжить ремонт «Северного потока» после того, как завершится период его ремонта 21 июля, — это отдельные уже вопросы. И Россия этим может пользоваться. Думаю, что может и поспекулировать на сроках поставки, на технических нюансах в подготовке к работе. Думаю, что может быть такой момент — сказать, что турбина долго ехала; пока мы ее готовили к работе, есть другие турбины, другие агрегаты, это все требует времени; вы сами затянули на Западе с доставкой; вы сами тормозили этот процесс из-за санкций, теперь ждите месяца Х, допустим, сентября, когда газопровод снова заработает на полную мощность».
Какие последствия могут ожидать Россию и Европу, в случае если «Северный поток» не восстановит работу? Говорит заместитель директора института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:
Алексей Белогорьев заместитель директора института энергетики и финансов «В июне-июле прошлого года объемы суточных поставок из России достигали 450 млн кубометров в сутки. Сейчас они упали, не то что даже поставки, а пропускная способность, которую использует «Газпром», упала где-то до 110-140 млн кубометров. Это резко ограничивает российские возможности экспорта во втором полугодии и мешает предложению в Европе газа. Это в основном, конечно, поддерживает высокие цены, но с другой стороны такое сокращение объемов экспорта уже не компенсируется высокими ценами, все равно потери выручки, прибыли «Газпрома» очень существенные. Россия, исходя из финансовых интересов, должна способствовать увеличению поставок по «Северному потоку — 1». Для Европы без наращивания поставок из России в третьем-четвертом кварталах трудновыполнима цель по удержанию 80% запасов к началу отопительного сезона. Сейчас они уже чуть выше 60%, то есть осталось не так много, но есть риск, что придется достаточно много отбирать в период августа-сентября и в октябре, если поставки будут на таком низком уровне из России. Кроме того, основной риск — это прохождение самого отопительного сезона, потому что вопрос не только в запасах в подземных хранилищах, но и в постоянных текущих поставках, если они останутся на столь низком уровне, то европейцам будет сложно покрывать пики спроса, особенно учитывая растущую конкуренцию за СПГ со стороны азиатских потребителей. То есть основной риск сейчас для Европы в том, что будет сочетание трех факторов: недостаточно высокие запасы ПХГ, даже 80% — это все равно не достаточно высокие, второе — это низкое предложение со стороны России трубопроводных поставок, и третье — это снижение предложения СПГ из-за конкуренции с Азией. Эти все три фактора могут сойтись к началу отопительного сезона, это очень большие риски уже [в основе] промышленного производства, нормирования электроэнергии и прочее».
Цена на голубое топливо на европейской бирже сейчас подбирается к отметке 2 тысячи долларов. По мнению экспертов, предпосылок для ее снижения в ближайшее время нет. Что будет с ценами на газ в ближайшей перспективе, рассказывает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов:
Александр Фролов заместитель генерального директора Института национальной энергетики «Возникнет две таких тенденции, первое — это рост цен, а второе — это ускоренное снижение спроса на газ из-за выбывания большого количества потребителей. В Германии на долю промышленности приходится примерно 13 млрд кубических метров годового потребления газа, это газ, который потребляется для производства высокомаржинальной продукции. Промышленность начнет еще более активно схлопываться, значит потребление снизится, спрос снизится, и тогда высокие цены слегка притормозят и может быть даже начнут снижаться. То есть высокие цены — это некий регулятор спроса в условиях ограниченного ресурса. В данном случае, если ресурс окажется слишком ограничен для Германии, высокие цены надавят на этот спрос, и спрос упадет. И будет падать до тех пор, пока цены не вернутся к некому более-менее приемлемому уровню».
Как пишет Bloomberg, европейские цены на голубое топливо достигли самого продолжительного недельного роста в этом году. По данным аналитиков, это происходит из-за роста беспокойства по поводу сокращения поставок из России.