Может ли Киев поставить под ружье миллион человек? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Киев не так давно заявлял о возможности мобилизовать до миллиона солдат. Для достижения этой цифры украинские власти, по всей видимости, намерены ввести меры по ужесточению воинского учета
Генштаб ВСУ подтвердил информацию о том, что отныне выезд за пределы места жительства позволен только с разрешения военкоматов. В украинских соцсетях — масса негативных комментариев действий военных по «закрепощению», как пишут, военнообязанных. Каковы особенности мобилизации на Украине?
В открытых украинских источниках можно найти очень ограниченную информацию как о численности мобилизации, так и тем более о числе уклонистов. Последние бывают, как известно, в любой стране вне зависимости от характера военных действий, на которые хотят призвать. Всеобщая мобилизация, объявленная еще в феврале, была продлена в конце мая Верховной радой на очередные 90 дней — до 23 августа. Речь идет уже либо о второй волне, либо о третьей — официальные данные на сей счет засекречены. В первую попали бывшие военнослужащие в возрасте до 40 лет, имеющие боевой опыт и отслужившие в армии. Вторая очередь — те, кто проходил срочную службу до 2014 года или служил по контракту. В третью волну может попасть мобилизационный резерв: военнообязанные, окончившие военные кафедры вузов как офицеры запаса, не призывавшиеся ранее. Наконец, останется общественный резерв: все прочие граждане-мужчины до 60 лет, не имеющие ограничений по состоянию здоровья, это уже на случай полномасштабной войны. По дефицитным военным специальностям могут быть мобилизованы и женщины, им было приказано (ссылка ведет на заблокированную в РФ социальную сеть Facebook, головная компания Meta признана экстремистской организацией) встать на военный учет еще осенью прошлого года.
Существует немало оснований для отсрочек, помимо состояния здоровья. Это многодетные, опекуны, а также получившие бронь от госорганов и предприятий. Число имеющих на такое право структур аж 108. В том числе, например, Верховная рада Крыма. Существует запрет на выезд военнообязанных мужчин за границу, однако в соцсетях — правда, редко — встречаются рассказы о том, что такой запрет пытаются обойти за сумму до 10 тысяч долларов, сумма взяток за уклонение от призыва колеблется от 3 тысяч до 5 тысяч долларов. Официальные власти, впрочем, отрицают проблему уклонения, настаивая, что проблем с комплектованием ВСУ нет, а в начале военных действий были даже очереди добровольцев в военкоматы. В то же время проступающее в нынешних разъяснениях Генштаба ВСУ желание ужесточить воинский учет может косвенно говорить о том, что все же некоторые проблемы имеются. По опыту прошлой относительно массовой мобилизации 2015 года в каждой области было несколько сотен уклонистов. В августе 2015 года Минобороны Украины признало наличие почти 27 тысяч уклонистов.
Теперь же никаких таких цифр не публикуют. Хотя в нынешнем идеологическом и информационном контексте готовность граждан Украины воевать может быть выше. В соцсетях нынешние меры по ужесточению воинского учета часто обсуждаются критически, а также как коррупционноемкие. Значит, есть спрос на уклонение? Также украинские СМИ пишут, что повестки могут вручать на блокпостах, на улице и даже на пляже. Значит, в очередь добровольцев встают не все. В бизнес-среде Украины также активно обсуждается тема отсрочек, поскольку предприниматели не хотят даже в военное время терять ценные кадры. При этом официального списка критически необходимых тылу профессий нет, процедура подачи заявки на бронь подробно не прописана. Абсолютно любая частная компания может подать правительству заявку на отсрочку для своих сотрудников. Бланк можно скачать на сайте Верховной рады. Надо указать сферу работы; обоснование, почему критически важно обеспечить работниками именно эту индустрию; количество и специальность сотрудников, которым необходима отсрочка. Списки подаются в разные ведомства — в зависимости от профиля компании. Лимитов для фирм по количеству сотрудников, которые могут получить отсрочку, не существует, все решается в индивидуальном порядке.
Недавно Киев заявлял о возможности мобилизовать до миллиона солдат. До начала боевых действий в ВСУ служили 250 тысяч человек. Вместе с погранвойсками, нацгвардией и спецподразделениями СБУ под ружьем было до 400 тысяч. В первые два месяца были мобилизованы в армию не менее 100 тысяч человек, еще не менее 200 тысяч получили оружие и были зачислены в бригады территориальной обороны. На конец мая на Украине общая численность силового блока могла насчитывать уже 700 тысяч человек. Однако при этом неизвестна цифра безвозвратных потерь. На конец апреля российское Минобороны оценивало их в 23 тысячи человек. В последнее время Киев признавал потери на уровне 100-200 человек в сутки, а Сергей Шойгу на днях сообщал о потерях ВСУ в 5469 человек за две последние недели.
Заявленный миллион в принципе набрать можно. А по оценкам некоторых экспертов, предельный мобилизационный ресурс Украины составляет до 4 млн человек. Хотя в начале 2022 года секретарь СНБО Алексей Данилов говорил лишь о 2,5 млн человек, которых может всего мобилизовать Украина. Однако для призыва даже миллиона нужны немалые средства — на обучение, питание, обмундирование, снабжение. Тогда как проблема обучения уже действующей армии новым для нее иностранным оружием, поступающим Киеву, сама по себе остается непростой задачей.
Какие выводы? Во-первых, мобилизационные возможности Украины еще не исчерпаны, уклонение от армии не носит критически массового характера, хотя определенные трудности имеются. Во-вторых, Киев, видимо, рассчитывает в ближайшие недели собрать, опираясь на увеличивающиеся поставки западного оружия, некий кулак, чтобы попытаться переломить ход боевых действий. И главная для него задача в этом плане пока, видимо, не столько сама по себе мобилизация, сколько оснащение и обучение призванных.