Компания Whirlpool продала бизнес в России турецкой Arcelik
Лента новостей
Сделку планируют закрыть в сентябре. Об уходе с российского рынка ранее заявили компания Kone, производящая лифты и эскалаторы, и производитель шин Michelin
Американская компания Whirlpool, которая производит бытовую технику, продала российский бизнес турецкой компании Arcelik. Это лидер турецкого рынка бытовой техники и электроники. В России он представлен брендом Beko. Сделку планируют закрыть в сентябре. Предварительно ее оценивают в 220 млн евро. Но ее итоговые параметры будут зависеть от ряда факторов, а выплаты могут растянуть на десять лет, говорится в сообщении Arcelik.
Главные активы Whirlpool в России — это два завода в Липецке, с полным циклом производства холодильников, морозильников и стиральных машин под брендами Whirlpool, KitchenAid, Bauknecht, Hotpoint и Indesit. Ежегодно там производилось до трех млн единиц техники. С 3 марта на фоне украинских событий их производство приостановлено. Российские юрлица Whirlpool ведут бизнес в Туркменистане, Монголии, странах СНГ, в том числе Белоруссии. Изменится ли качество техники? Говорит промышленный эксперт Леонид Хазанов:
— После совершения сделки для отечественных потребителей принципиально ничего не изменится. Я не думаю, что новый владелец будет как-то кардинально менять бытовую политику, сильно поднимать цены, учитывая какая сейчас ситуация с покупательским спросом.
— Смена владельца как-то может сказаться на качестве техники?
— Нет, я это знаю на примере металлургии, потому что турецкие производители делают очень хорошие по качеству алюминиевые профили, арматуру, которая до недавнего времени даже в России продавалась, более того, я знаю компании, которые производят алюминиевые профили в России, там турецкие владельцы и качество великолепное. Бытовая политика всех устраивает. Они, конечно, постараются где-то, может быть сэкономить, но ждать того, что они будут откровенное барахло поставлять на российский рынок, им самим не выгодно. В России замену можно найти, ведь недавно в Волжске заработал завод, который раньше делал холодильники, так вот он сейчас потихоньку ведет продажу. Если турецкий производитель ухудшит качество своей продукции, для волжского завода холодильников это прекрасная возможность его на рынке потеснить. Я не думаю, что турецкий владелец это захочет. Допускаю, что пока еще сохранится существующая линейка, потому что производство так быстро перенастроить не получится. Вполне возможно, по прошествии какого-то времени они могут добавить к нынешним моделям свои.
Финская корпорация Kone, мировой лидер в области производства лифтов и эскалаторов, тоже заявила об уходе с российского рынка. Лифты Kone, в частности, использовались для оснащения деловых объектов высокого класса. Российский бизнес передадут его топ-менеджерам. В России и СССР компания работала с 1935 года.
Сообщается, что все ранее заключенные сделки и техобслуживание лифтов будут завершены. Кроме того, в течение трех месяцев после подписания соглашения о продаже бизнеса Kone возобновит поставки запчастей в Россию, чтобы обеспечить бесперебойную и безопасную эксплуатацию ранее установленного электроподъемного оборудования.
До закрытия сделки компания будет работать как часть корпорации Kone. Затем сменит название и будет работать самостоятельно. «Возобновление поставок лифтов и эскалаторов Kone в Россию не планируется», говорится в сообщении компании. Комментирует исполнительный директор Национального лифтового союза, генеральный директор Российского лифтового объединения Петр Харламов:
— Компания Kone на территории Российской Федерации не производила лифты, то есть все лифты были произведены за рубежом или в самой Финляндии, или из Китая. Здесь оборудование только монтировали. У них было очень специфическое оборудование во-первых, наладка, настройка, монтаж осуществлялась специалистами Kone, во-вторых, запасные части тоже поставляли исключительно они через свое представительство, техническое обслуживания ряда объектов осуществлялось силами своей компании «Kone Россия». Для нас очень важно, чтобы поставлялись запасные части, чтобы не прерывалась логистика, иначе в противном случае пришлось бы обращаться к параллельному импорту, что не очень правильно, там и сроки увеличиваются, цена и самое главное, нет гарантий по качеству. А если не оригинальные, то чтобы эта компания сама их поставляла, допустим, китайского производства, но чтобы это было под контролем компании. Мы надеемся, что топ-менеджмент правильно разрешат ситуацию в дальнейшем, и техническое обслуживание лифтов Kone будет поддерживаться на должном уровне.
— То есть топ-менеджеры не смогут новые целиком лифты ввозить?
— Все будет определяться дальнейшей перспективой. Мы надеемся, что все-таки вернется сотрудничество и взаимодействие с компанией Kone.
Еще одна компания, которая объявила об уходе, — французский производитель шин Michelin. Компания прорабатывает детали плана по передаче своих активов в России местному топ-менеджменту, сообщили ТАСС в пресс-службе компании.
Завод Michelin в подмосковном поселке Давыдово, где работают 750 человек, простаивает с середины марта. На предприятии производили легковые и восстановленные грузовые шины. Площадка имеет годовую производственную мощность от полутора до двух миллионов шин. Продажи Michelin в стране составляют 2% от общего объема продаж группы. О будущем этого подмосковного предприятия и о том, с какими шинами останется Россия, говорит вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко:
— Проблем в компонентах поставок абсолютно не вижу, так как там часть компонентов поставляется из дружеских стран Латинской Америки, работали российские технологии, секретов в производстве резины нет, надо запускать завод с новыми владельцами и как-то узаконить передачу завода от Michelin на управление внутри Российской Федерации.
— Правильно ли я понимаю, что вы не предполагаете в принципе возможности закрытия предприятия, будет передача, если да, то кому это может быть передано?
— Именно про передачу я не уверен, но тот же бывший менеджмент, который там работал, те же технологи, те же люди вполне могут нормально вернуться на работу и продолжить делать то же самое. Здесь надо понять, мы как будем передавать, в какие-то частные руки либо в государственное управление. Качество по-прежнему будет ровно такое же, потому что есть технология, есть материалы, из чего это делается, они же не меняются, руки те же, программы те же.
До конца года активы Michelin в России будут переданы «нынешнему локальному менеджменту». Как пояснили в компании, сейчас «технически невозможно возобновить производство», в том числе из-за проблем с поставками.