В ЕС продолжаются дискуссии по калининградскому транзиту
Лента новостей
Литовский депутат заявил, что против запрета на транзит выступила одна европейская страна, название которой он не уточнил, что привело к дискуссиям и появлению документа, разрешающего перевозку санкционных товаров. Однако президент Литвы уже выступил против запрета на транзит
Обновлено в 21:00
Президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что не собирается идти на уступки России в вопросе транзита в Калининградскую область, и настаивает на праве Литвы сохранять контроль над грузами, перевозимыми через ее территорию.
Ранее евродепутат от Литвы Пятрас Ауштрявичюс написал на своей странице в Facebook (заблокирована в России, а ее владелец, американская компания Meta, признана экстремистской организацией), что в дискуссиях по калининградскому транзиту Россия побеждает.
На этой неделе в Брюсселе прошло несколько встреч, посвященных ситуации в Калининграде. Литва заявила о необходимости сохранять ранее согласованную позицию по запрету на транзит в Калининградскую область санкционных товаров. Но, по сведениям литовского депутата, есть одна страна, которая была против этого. Какая именно — не уточняется. Именно мнение этой страны, как пишет евродепутат, привело к тому, что Еврокомиссия начала дискуссии, в ходе которых «не было единства», а потом появился документ, разрешающий перевозку подсанкционных товаров. Ожидается, что этот документ будет опубликован на следующей неделе.
Пока не очень понятно, о чем идет речь, говорит доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули:
Александр Тэвдой-Бурмули доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО «Не очень понятно, о каком документе речь. Решение комиссии по смягчению санкций, на самом деле, такие решения комиссии не принимают самостоятельно. Понимаете, комиссия в данном случае является исполнителем, решения о санкциях принимает не комиссия совета ЕС, не Европейский совет, а совет ЕС через соответствующую процедуру. И поэтому комиссия, если она будет смягчать санкции, допустим это возможно, она предварительно должна получить соответствующее решение совета о смягчении санкций, об изъятии из-под санкций определенных сфер, ну и так далее. Пока я, по крайней мере, не владею этой информацией. Это не просто делается росчерком какого-то комиссара, это для начала должна собираться некая структура ЕС, комитет постоянных представительств стран-членов, принимающих основное участие в выработке решений по внешней политике. Соответственно, собираются эти люди, они обсуждают возникшие у Литвы проблемы, они передают результат своих обсуждений на уровень совета, своим начальникам-министрам, совет в последние несколько дней, что-то я не слышал, чтобы он по этому поводу собирался и что-то обсуждал. Он должен собраться, он должен принять решение, он должен перекинуть это решение комиссии, комиссия будет это решение исполнять, все. В этом смысле процесс принятия решения в ЕС настолько прозрачен и понятен, что нам это помогает отделить истину от полного фейка».
Пока неизвестно, до чего могла договориться Еврокомиссия, но очевидно смягчение риторики по вопросу калининградского транзита, продолжает президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества Татьяна Пархалина:
Татьяна Пархалина президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества «Может быть, то, что я наблюдала последние два-три дня, такое вот как бы смягчение позиции со стороны Евросоюза, во-первых, посол Евросоюза каждый день бывал в российском МИД всю вторую половину недели и этот запрос обсуждался, ну и риторика российской стороны как бы поугасла. Сначала грозили не знаю, какими карами, огнем и мечом, а потом все это смягчилось. Но я не исключаю, что вот этот калининградский кейс — это не вопрос о санкциях вообще, я подчеркиваю, это вряд ли возможно, а вот как-то чтобы этот калининградский узел развязать. Это может быть, мы не знаем, будет ли, но может быть, о чем-то договорились».
С 18 июня Литва прекратила пропуск попавших под санкции товаров, которые из регионов России везут транзитом в Калининградскую область. Позже глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил, что ЕС не собирается вводить блокаду области. Он также не исключил, что санкционные директивы, которые ограничивают поступление товаров и грузов в Калининградскую область, будут пересмотрены.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко на встрече с Владимиром Путиным заявил, что изоляция Литвой Калининграда — это фактически объявление войны.