«Нулевой пациент» — кино хорошее, проблемы те же
Лента новостей
Сериал о первой в СССР вспышке ВИЧ, снятый по реальным событиям, установил рекорд среди собственных проектов «Кинопоиска», его текущий рейтинг — 8,3. «Нулевой пациент» понравился и зрителям, и тем, кто послужил прообразом героев сериала
В четверг 23 июня вышел финальный эпизод сериала о первой в СССР вспышке ВИЧ. За первые три недели «Нулевой пациент» установил рекорд по просмотрам среди собственных проектов «Кинопоиска». На платформе его посмотрели более 1 миллиона человек.
Текущий рейтинг «Нулевого пациента» — 8,3. И проект понравился не только зрителям, но и людям, ставшим прообразами некоторых героев сериала.
«Основано на реальных событиях. Многие имена, даты и детали изменены из уважения к живущим и к памяти ушедших» — с такого дисклеймера начинается каждая серия. Нулевой пациент — сериал о первой в Советском Союзе зарегистрированной вспышке ВИЧ. И о том, как в этой экстремальной ситуации повели себя люди: обычные граждане, врачи, чиновники и сотрудники спецслужб.
Все начинается в детской больнице Элисты, где в 1988-м ВИЧ заразились дети. В центре сюжета молодой врач, который заподозрил у ребенка диагноз, которого в СССР не могло быть по политическим причинам. Тем более у детей. Но доктор тайком отправляет пробы в Москву, и когда анализы подтверждают ВИЧ, к процессу подключается молодой ученый, сын высокопоставленного чиновника Минздрава, который тоже начинает бороться за правду. За то, чтобы власти вспышку признали, оповестили людей и серьезно пересмотрели подходы к базовым медицинским процедурам, таким, например, как многоразовое использование шприцев.
За закрытыми дверями проблема обсуждается на самом верху. В Элисту направляется сотрудник КГБ, который ведет свое расследование. Немаловажную роль в происходящем играет также дерзкий столичный журналист. И все они ищут нулевого пациента, но ближе к концу сериала становится понятно, что, возможно, искали они не там, где нужно. И в финале молодому ученому из Москвы — сыну высокопоставленного чиновника приходится решать очень трудную задачу, выбирая между то ли правдой, то ли неправдой и компромиссом с тяжелыми последствиями для себя и, возможно, благом для многих других. Но, опять же, возможно. Молодого ученого сыграл Никита Ефремов. И вот что сам актер думает о таком выборе:
Никита Ефремов актер «Если я свои какие-то сильные неприятные чувства начинаю компенсировать за счет других, борясь за, казалось бы, правильное дело, то я, мне кажется, только хуже делаю. Здесь, как ни странно, если ты хочешь успокоиться, в первую очередь успокойся сам. И уже из этого состояния делай что-то».
У героя Ефремова есть реальный прототип — ныне заведующий отделом ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, академик РАН Вадим Покровский. И он до сих пор борется с распространением ВИЧ и лечит пациентов. Покровский посмотрел сериал. В нем есть неточности, позволительные для художественного произведения, но претензий к тому, как авторы изложили фабулу — нет, заявил Business FM Вадим Покровский:
Вадим Покровский заведующий отделом ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, академик РАН «Фильм вполне интересный, смотрится. В общем, мне кажется, что фильм удачный. И самое главное, что он возвращает к той проблеме, о которой опять все у нас забыли — эпидемия ВИЧ-инфекции. Поэтому фильм, несомненно, очень актуальный».
Но злободневности сериалу придает не только сама по себе не решенная проблема ВИЧ, но и то, как в фильме показаны методы, которые на всех уровнях использовались для решения этой проблемы. И слово «решения» в данном контексте нужно использовать как в кавычках, так и без них. Хотя задачи искусственно обострять перед авторами не стояло — рассказал Business FM один из режиссеров сериала и исполнитель одной из главных ролей Евгений Стычкин:
Евгений Стычкин актер и режиссер сериала «В нашей стране, как и во многих других, очень медленно все меняется. Поэтому, когда ты снимаешь максимально честно кино про людей, которые жили 30 лет назад, это неминуемо довольно точно подходит к тому, что сегодня происходит. У нас не было задачи сделать политический памфлет. Аллюзии не вполне случайны, потому что мы понимали, что это созвучно, но и какой-то самоцели такой, чтобы это за счет этих аллюзий звучало максимально современно, у нас не было. Просто проблемы не меняются, риторика не меняется, подход к решению проблем, к несчастью, не меняется. Поэтому мы неминуемо, получается, говорим про сегодня».
В финальной серии (спойлер, который мы можем себе позволить) в титрах авторы напомнили, что дело о той самой вспышке ВИЧ в Элисте было прекращено в 2001 году. За истечением срока давности. Без названных виновных.