Чем может ответить Россия Литве на ограничение транзита грузов в Калининград?
Лента новостей
Секретарь Совбеза Патрушев анонсировал проработку ответных мер и их принятие в ближайшее время. А пока, по оценкам властей Калининградской области, запрет коснется почти 50% грузов. Единственный очевидный альтернативный путь — паромное сообщение, но для него необходимо ввести не менее семи дополнительных судов. Как ситуация скажется на ценах в Калининграде?
Ответные меры России на запрет Вильнюсом транзита грузов в Калининград могут серьезно сказаться на жителях Литвы — об этом заявил секретарь российского Совбеза Николай Патрушев в ходе визита в Калининградскую область. Ранее Вильнюс ввел ограничения на железнодорожный транзит подсанкционных российских грузов через территорию Литвы. Какова была реакция калининградского бизнеса и какими могут быть последствия для литовцев?
Секретарь Совета безопасности России пригрозил Вильнюсу, находясь в Калининграде, — сообщается, что поездка была плановой и не приурочена к литовским санкциям. Как выразился Николай Патрушев, ответные меры «прорабатываются в межведомственном формате и будут приняты в ближайшее время», а их последствия «окажут серьезное негативное влияние на население Литвы». Литва граничит с Калининградской областью и Белоруссией, но отделена от основной территории России Латвией.
До кризиса, в 2019 году Всемирный банк оценивал товарооборот двух стран примерно в 10 млрд долларов, однако цифра не учитывает транзит иностранных товаров через литовский порт Клайпеда. С учетом того, что Вильнюс уже отказался от российского газа и электричества, какие ответные меры экономического характера доступны Москве? Например, может ли Россия запретить импорт товаров, проходящих через Клайпеду? Мнение озвучивает генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло:
Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптимальная логистика» «Как наиболее лежащий на поверхности ответ, возможно, запрет на въезд на территорию России европейским перевозчикам, включая и литовских. Данный вопрос давно уже лоббируется Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков. Ситуация с Литвой может выступить, как некий триггер для ускорения вот эти ответных шагов. В этом случае, понятное дело, что, по сути дела, мы не сможем возить товары, как мы сейчас возим из Европы, но сейчас можем использовать белорусскую схему, то есть перецепки либо перегрузки на приграничные терминалы. Что касается каких-то других ограничений, то порты — Клайпеда, Рига и Таллин — там значительно упал транзитный поток грузов на Россию. Потому что крупнейшие мировые транспортные контейнерные линии не отправляют и не принимают букинги с конечным адресом доставки — Россия, не важно, через какой транзитный порт они идут. Мне кажется, что это ошибочное мнение, что Клайпеду остановят. У них и так значительные снижения потока грузов, которые шли на Россию, уже начиная с 10 марта, букинги перестали принимать».
По оценкам властей Калининградской области, новые ограничения затронули до половины российских грузов, следовавших транзитом через Литву. Согласно перечню на сайте региона, это чугун, сталь, реактивное топливо, уголь, торф, товары для авиационной и космической промышленности, предметы роскоши, алкоголь, одежда, парфюмерия и многое другое — полный список занимает 66 страниц А4. Грузопотоки перенаправят на морской путь — как сообщил губернатор региона Антон Алиханов, для этого необходимо семь дополнительных судов, и власти уже ведут контакты с транспортными компаниями. Оценки по влиянию ограничений на стоимость и сроки логистики не называются, но калининградский бизнес уже готовится к подорожанию:
Председатель совета директоров группы компаний «Конти», ресторатор Игорь Крупицкий:
«Продуктов это не касается в основном, это касается непродовольственной группы товаров. Но я думаю, что все, что можно было привезти железной дорогой, будет доставляться по морю. Это возможно технически по морю, просто будет увеличение стоимости продуктов. Мы пока их не почувствовали, потому что мало времени прошло. В течение двух-трех месяцев это уже найдет отражение».
Директор калининградской компании «Балтофис» Сергей Цедик:
«С 10 июля в шестом пакете санкций указано: [запрет] на ввоз товаров внешнеэкономической деятельности 94.03, туда попадает вся готовая мебель плюс все компоненты и комплектующие очень многие. Поэтому, даже если бы литовцы не ввели запрет транзита, мы бы все равно здесь остановили. Запасов на два-три месяца, мы же не можем сделать запасов очень-очень много. Здесь другой вопрос, как готовую продукцию отсюда после 10 июля импортировать, мы сделали мебель для заказчика в Санкт-Петербурге или в Москве, как ее везти? Только паромом. А с паромом тоже не все так просто. Часть грузов на пароме выкуплена вперед более крупными игроками рынка, и такие мелкие грузы нам будет очень сложно отправлять. Что будет после 10-го, я не знаю».
Во вторник российский МИД посетил глава представительства Евросоюза Маркус Эдерер. Дипломат подчеркнул, что о «блокаде» Калининграда речи не идет, и сообщил, что Брюссель просит Москву решить вопрос дипломатическим путем и «не обострять [ситуацию] ни на словах, ни на деле».
Владимир Путин ситуацию пока не комментировал. Можно предполагать, что какие-то комментарии президента прозвучат на встрече с белорусским лидером Александром Лукашенко в рамках форума регионов Союзного государства. Мероприятие пройдет с 30 июня по 1 июля в Гродно. Это ближайший город Белоруссии к Калининградской области и границам Литвы и Польши.