16+
Воскресенье, 17 ноября 2024
  • BRENT $ 71.05 / ₽ 7105
  • RTS862.94
15 июня 2022, 23:02 Право

Фигурантов дела «Аэрофлота» ведут на посадку

Лента новостей

Гособвинение просит назначить по девять лет колонии фигурантам дела о хищении 250 млн рублей при оказании юридических услуг «Аэрофлоту». Авиакомпания позицию прокуратуры не поддержала. Защита намерена просить об оправдании подсудимых

Владимир Александров.
Владимир Александров. Фото: Михаил Почуев/ТАСС

В Гагаринском суде столицы вступил в завершающую стадию процесс по делу заместителя директора ПАО «Аэрофлот» по правовым и имущественным вопросам Владимира Александрова, его подчиненной Татьяны Давыдовой, а также адвокатов Дины Кибец и Александра Сливко. В ходе прений сторон представитель прокуратуры заявил, что считает доказанной вину подсудимых в хищении путем мошенничества 250,6 млн рублей у «Аэрофлота» при заключении договоров об оказании юридической помощи. Для каждого из подсудимых гособвинитель запросил по девять лет лишения свободы со штрафом в 1 млн рублей. При этом представитель авиакомпании, признанной по делу потерпевшей, данную позицию не поддержала, заявив, что ущерб по делу не доказан.

Чтобы подвести итог судебному следствию, которое стартовало 27 мая 2021 года, прокурору Андрею Третьякову потребовалось два с половиной часа. Заняв место за трибуной, он заявил, что в 2015-2016 годах Владимир Александров с теперь уже бывшим руководителем юридического департамента «Аэрофлота» Татьяной Давыдовой, а также с адвокатами Диной Кибец и Александром Сливко из подмосковной коллегии «Ваш адвокатский партнер» (ранее носила название «Консорс») «объединились в преступную группу». Ее целью было хищение денежных средств авиакомпании» под видом оказания юридических услуг. Для этого с бюро заключили пять договоров на оказание юридических услуг, в рамках которых бюро перечислили 250 млн 615 тысяч рублей.

Как утверждал прокурор, выполнение работ по указанным контрактам фактически осуществлялось сотрудниками юридического департамента ПАО «Аэрофлот», и необходимость привлекать сторонних юристов отсутствовала. Кроме того, данные в актах выполненных юристами работ содержали «заведомо недостоверные сведения об объеме выполненных ими работ», однако визировались Александровым.

По мнению прокурора, вину подсудимых, в частности, подтвердили допрошенные в суде свидетели, в том числе из числа руководящих сотрудников авиакомпании. Так, согласно их показаниям, Александров еще в 2014 году убеждал руководство «Аэрофлота» заключить договор с неизвестным юридическим бюро Дины Кибец. Однако ему отказали, сославшись на то, что в этом нет необходимости. К тому же у ПАО «Аэрофлот» уже имелись соглашения с известными юридическими фирмами. Для ведения же работы за рубежом «Аэрофлот» нанимал иностранных адвокатов, которые вели строгий учет отработанных часов.

Бывшие однокурсники

Однако спустя год Александров, ставший директором юридического департамента, все же пролоббировал совместную работу с коллегией «Ваш адвокатский партнер», мотивируя это тем, что малоизвестным адвокатам надо меньше платить. На деле оказалось, что это не так, гласит обвинение. Цитируя показания свидетелей, прокурор Андрей Третьяков сообщил, что Дине Кибец платили «400-500 евро в час, сумму, эквивалентную оплате труда ведущих игроков юридического рынка». При этом договоры с адвокатским бюро были заключены без проведения необходимых конкурсных процедур.

Когда выяснилось, что деловой партнер Кибец Александр Сливко был ранее судим за противодействие производству предварительного следствия, Александрова это не смутило. При этом и Кибец, и Сливко являлись однокурсниками Александрова (до 2004 года он был Арменом Абаляном, но сменил фамилию и имя по личным причинам). А после начала сотрудничества «Аэрофлота» с адвокатским бюро Татьяна Давыдова, возглавлявшая в авиакомпании юрдепартамент, стала проживать вместе с Александром Сливко. Все это стало известно из показаний свидетелей, которые в прениях процитировал прокурор.

«Свидетели заявили, что Александров постоянно принижал работу штатных сотрудников юридического департамента «Аэрофлота», говорил, что они не справятся с ведением дел в арбитражных судах, в том числе о банкротстве, хотя те успешно представляли интересы ПАО в судах», — отметил гособвинитель. «Версия Александрова об отсутствии заинтересованности была опровергнута в ходе судебного заседания», — резюмировал прокурор.

Он добавил, что недостоверную информацию в актах выполненных работ выявила новый руководитель юридического управления ПАО «Аэрофлот» после увольнения Татьяны Давыдовой. Оказалось, что в отчетности Дина Кибец указывала «максимальное количество часов работ», хотя адвокаты дублировали труд других нанятых «Аэрофлотом» защитников, большинство же указанных услуг носили технический характер. «Действия подсудимых были направлены на максимальное хищение денежных средств», — подытожил прокурор Андрей Третьяков.

Гособвинитель просил признать всех подсудимых виновными по части 4 статьи 159 УК РФ («хищение путем мошенничества в особо крупном размере» — до десяти лет заключения) и приговорить каждого к девяти годам лишения свободы в колонии общего режима со штрафом 1 млн рублей «в целях восстановления социальной справедливости, исправления подсудимых, а также предотвращения совершения ими новых преступлений». К смягчающим вину фигурантов обстоятельствам прокурор просил признать наличие у Александрова и Сливко малолетних детей, а к отягчающим — их руководящую роль в совершении преступлений.

При этом Третьяков просил суд удовлетворить иск на сумму 128 млн 240 тысяч рублей, заявленный одним из двух потерпевших — территориальным управлением Росимущества по Москве. Ему принадлежат 51,17% акций авиакомпании. Его представитель на прения в суд не пришел. Представляющая же интересы второго потерпевшего — авиакомпании «Аэрофлот» — юрист Ольга Головатюк заявила, что позиция авиакомпании остается неизменной: она считает, что «данных, подтверждающих наличие ущерба», ни следствием, ни прокуратурой не было представлено.

Оценочная категория

Адвокаты подсудимых выступят в прениях сторон 16 июня. Они заявили, что будут просить оправдать своих подзащитных, поскольку считают недоказанной их вину, а также само событие преступления — хищение. Так, по мнению адвоката Владимира Александрова Марии Корчагиной, предъявленное подсудимым обвинение «носит абсурдный характер», а прокуратура «не представила ни одного доказательства вины Александрова» и других. «В то же время, согласно показаниям абсолютно всех допрошенных в суде свидетелей, объемы работ, которые выполнялись адвокатами Кибец и Сливко, нашли свое полное подтверждение, — заявила адвокат. — Ни один из них не сказал, что эти адвокаты ему были неизвестны, или они не выполняли свою работу, или что их привлечение было нецелесообразно. Поэтому сообщенные сегодня гособвинением сведения носят ложный характер и не соответствуют данным, установленным в ходе судебного следствия». По ее мнению, говоря о завышении объемов работ, «гособвинение не привело ни одной конкретной цифры, не сослалось ни на одно конкретное доказательство».

По словам Корчагиной, стоимость услуг адвокатов Кибец и Сливко соответствовала рыночной. Кроме того, данный вопрос является оценочной категорией, и цена услуг того или иного адвоката определяется сторонами по условиям договора. «Поэтому никто иной не может определять, являются они завышенными или нет, если устраивают обе стороны. Кроме того, только клиент может дать ответ на вопрос о том, целесообразно ли участие того или иного адвоката в деле или нет», — сказала защитница. Она добавила, что участие адвокатов Кибец и Сливко в различных делах принесло положительный экономический эффект для ПАО «Аэрофлот», «оцениваемый десятками миллиардов рублей».

После того как защита выступит в прениях, подсудимые скажут последнее слово, и суд удалится на вынесение приговора.

Даже если он окажется обвинительным, подсудимые (они находятся в СИЗО с октября 2019 года) уже довольно скоро могут оказаться на свободе. Поскольку один день содержания в СИЗО приравнивается к полутора дням в колонии, выходит, что каждый из них отбыл по четыре года и уже через полгода может рассчитывать на условно-досрочное освобождение. Правда, произойдет это после того, как приговор вступит в законную силу.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию