16+
Воскресенье, 22 декабря 2024
  • BRENT $ 72.98 / ₽ 7469
  • RTS812.12
15 июня 2022, 13:34 Технологии

В России возник дефицит коммерческих и любительских дронов

Лента новостей

После начала спецоперации цены на беспилотники выросли в среднем на 30% и больше, как и другая электроника. На рынке негативно сказалась и приостановка поставок в Россию дронов китайской компании DJI, которая занимает 90% гражданского рынка

Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Обновлено в 15:30

В России возник дефицит коммерческих и любительских беспилотников, подтвердили Business FM участники рынка.

Ранее «Коммерсантъ» писал, что после начала спецоперации цены на дроны выросли в среднем на 30% и больше, как и стоимость всей электроники.

На рынке негативно сказалась и приостановка поставок в Россию дронов китайской компании DJI, которая занимает 90% рынка гражданских беспилотников. Производитель принял такое решение, чтобы исключить использование своей продукции в военных целях. Комментирует гендиректор ассоциации предприятий AeroNext Глеб Бабинцев:

Глеб Бабинцев гендиректор ассоциации предприятий AeroNext«Цены на любительские простые беспилотники выросли, выросли и на квадрокоптеры, потому что, во-первых, выросла логистика, во-вторых, они стали гораздо активнее использоваться для разных задач, для гражданских и для специальных, и очень большой расход этой техники сегодня происходит с любой стороны. Она позволяет подняться на небольшую высоту, заглянуть, условно, за угол, через дом, через лесок и так далее, поэтому да, есть определенный дефицит, но сегодня их можно купить, правда, за очень большие деньги. Людям, условно, нужны именно любительские беспилотники для того, чтобы сделать селфи себя любимого где-нибудь на пляже, на отдыхе, в походе и так далее. Такие маленькие, карманные, которых мы в России не производили. Сейчас этот пробел устраняется, и мы начинаем разрабатывать, при хорошей серии мы добьемся нормальной цены и хороших ТТХ. Через полгода ожидаю, что появится серийное производство в России таких вот маленьких квадрокоптеров. Действительно, любая технология, включая кухонный нож, может быть использована и в гражданских, мирных целях, и в каких-то противоправных или военных действиях. Я не думаю, что это должно сказаться на каком-то ограничении применения их в гражданском сегменте. Более того, мы многие годы сдерживали развитие гражданского сегмента, это любительский рынок, а есть еще и коммерческий рынок сбора геопространственных данных. И эти рынки нужно обязательно развивать и развивать гражданскую индустрию, которая разрабатывает и изготавливает современные беспилотники. Мы действительно зависимы во многом. Прежде всего это компонентная база, микросхемы специальные, но сегодня компании начинают замещать эти компоненты, переходя от компонентов специального назначения к компонентам общего назначения, компании сами, многие из нас, делали дизайны плат, сами изготавливали на специальном оборудовании, это мы делать умеем, да, постепенно, с трудом, но это замещение уже сегодня происходит. Полностью заместится, я думаю, через три-семь лет».

По словам экспертов, дефицит беспилотников мог возникнуть в том числе из-за того, что их отправляют в ДНР и ЛНР — зону боевых действий. Дроны очень полезны во время вооруженных конфликтов, причем необязательно военные, гражданские тоже подходят, отмечает заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Дипломатической академии МИД, консультант «ПИР-центра» Вадим Козюлин:

— Думаю, что коммерческие дроны туда поставляются, они довольно эффективны. Дальность действия у коммерческих беспилотников, которые производит, например, фирма DJI, 6 километров, это если поддерживается связь. Но есть опция и другая, поэтому у дрона закладывается маршрут, и он может улетать по карте, возвращаться, привозя запись на флешке, так что это довольно эффективное средство для такой тактической разведки, в зоне боевых действий очень полезная вещь. Даже хотя бы заглянуть за угол — спасает жизни. В Соединенных Штатах есть беспилотники размером, скажем, с воробья, и буквально на уровне взвода командир может запускать его, чтобы облететь здания и посмотреть, где есть пулеметные гнезда, где есть люди.

— Как они исчезают с полок, коммерческие беспилотники?

— Добровольцы, волонтеры собирают средства, идут в магазин и отправляют по почте туда, ближе к, как говорится, линии соприкосновения. Заказы идут конкретно оттуда. Здесь есть люди, которые в этом разбираются, они знают рынок и делают доставку. ВСУ оказывает поддержку Запад, и финансовую, и материально-техническую, поэтому, скорее всего, что у ВСУ могут оказаться более профессиональные аппараты. Соединенные Штаты обязались поставить ВСУ 700 беспилотников Switchblade, боевой ударный беспилотник, так называемый дрон-камикадзе, в народе его так называют.

Оператор, пилот дронов и основатель компании по аэросъемке с квадрокоптеров «Хей Дрон» Дмитрий Поляков говорит, что компания пока не столкнулась с серьезными проблемами, хотя дефицит и сильный рост цен налицо.

— Основные наши заказчики — это кинопроизводство, также мы снимаем видео для риелторских компаний, для строителей. А в основном мы делаем видеосъемку. У нас парк варьируется, больше десяти дронов. Когда компания DJI ушла с российского рынка, по нашему счастью, у нас был парк полностью укомплектован, но мы столкнулись с тем, что пара дронов у нас отправилась на ремонт по гарантийным случаям, и нам их так и не вернули, хотя все время обещают. Первый год дроны мы обслуживаем у официалов, а дальше сотрудничаем с различными умельцами, мастерскими, таких много. Вот у меня есть дроны-долгожители, какие-то неубиваемые, с 2016 года. У нас бывают особо рискованные задачи, когда есть риск потерять дрон, тогда мы запускаем этих старичков, и они в принципе справляются со своими задачами так, что если не падать, не разбивать дрон, может служить до семи лет. Дроны — это техника с очень высоким риском к потере, они падают, разбиваются. Я настроен оптимистично, потому что параллельный импорт существует, все равно так или иначе завозятся сюда, пусть и по завышенным ценам, «серые» дроны, будем пользоваться ими. Плюс я верю в наших специалистов технических, потому что они проверенные, сами смогут собирать, если есть какие-то специфические задачи.

— Продукцию DJI нечем заменить?

— Я думаю, что это дело привычки, эта фирма проверенная, на нее много комплектующих, проще и понятнее всем работать. Нас еще не приставили к стенке, пока работаем с DJI, и у нас не было такой необходимости пробовать что-то новое.

Скоро могут возникнуть и проблемы с комплектующими, в частности с высокоемкими аккумуляторами, утверждают участники рынка. Ресурс батарей начнет заканчиваться, но заменить их не получится. Перевозить такие аккумуляторы самолетами нельзя, а с морской и наземной логистикой сейчас проблемы.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию