Forbes: для элитной недвижимости не хватает скоростных лифтов
Лента новостей
Дефицит возник после приостановки работы в России «большой тройки» иностранных производителей. Они пока обслуживают уже установленные лифты, однако не принимают заказы на новые
В России возникла нехватка высокоскоростных лифтов для объектов элитной недвижимости, пишет Forbes. Хотя это, конечно, не самая насущная проблема, однако по цепочке затронуть она может и области попроще — комфорт-класс и даже эконом в обычных панельках.
На долю «большой тройки» производителей лифтового оборудования — американской Otis, немецкой ThyssenKrupp Elevator и швейцарской Schindler, приостановивших работу в РФ, — приходится почти четверть российского рынка. Сейчас они еще обслуживают лифты, но не собираются поставлять новые. Финская Kone заявила, что остается в России и продолжает выполнять все обязательства. В сообщении корпорации Otis Worldwide говорится: «Мы приостанавливаем прием новых заказов на поставку лифтового и эскалаторного оборудования. Мы продолжим выполнять обязательства по текущим заказам на новое оборудование, включая осуществление отгрузок лифтового оборудования, а также будем предоставлять услуги по техническому обслуживанию оборудования в строгом соответствии со всеми требованиями применимого законодательства».
Директор департамента по закупкам группы компаний ФСК Александр Ткаченко рассказал Business FM, что новых поставщиков уже нашли, однако вырастут затраты на логистику:
— Соглашение у нас было подписано с компанией Mitsubishi, компания японская, производство у них находится в Китае. Сроки и сложности в логистике, безусловно, есть, ранее производство и поставка занимали около трех месяцев, если брать текущий момент — порядка пяти месяцев. Мы чуть раньше начинаем планировать.
— Если Mitsubishi решит уйти, что будете делать?
— У нас есть договоренность напрямую с китайскими заводами, по крайней мере в перспективе трех-четырех месяцев. То, что касается лифтов комфорт-класса, это до 100 метров со скоростью 1,6 метра в секунду, здесь у нас также подписан долгосрочный контракт с российским производителем, это МЭЛ, здесь тоже чуть-чуть увеличились сроки по поставке, опять же, все завязано на логистику, на комплектующие.
По бизнес-классу из-за новой логистики, где японские лифты приходится везти из Китая, рост стоимости будет 10%, по комфорт-классу, где были заменены лебедки, ловители, станции управления, рост уже в 20%, отметил Александр Ткаченко.
Последние годы планка России по вводу новых лифтов в эксплуатацию установилась на уровне 40 тысяч штук и выше. Три четверти производится здесь. Даже у Otis была локализация. В теории российские лидеры, например Щербинский завод, Серпуховский и другие, которые сейчас собирают эконом-лифты, могут переключиться и на люкс, считает директор управления элитной недвижимостью компании «Метриум Премиум» Анна Раджабова:
— Когда все произошло, застройщики в первую очередь пытались заранее приобрести инженерные системы. В той же Турции, конечно, есть марки, которые достаточно неплохие.
— Российские производители, условно Щербинский лифтостроительный завод, не рассматриваются?
— Просто не было прецедентов, все пользовались представителями продукции той четверки. У Щербинского завода не было задачи производить лифты для элитных жилых комплексов. И, может быть, в какой-то момент Щербинский завод переплюнет все остальные.
Высокоскоростные лифты — это не только фишка пафосных небоскребов, но и в принципе многих «свечек» или элитных ЖК. Средний срок службы лифта — 25 лет, то есть запас времени на параллельный импорт деталей есть, как и на свое производство.
Заменить мелкие детали легко, помогут Китай и Турция, с электроникой будет сложнее. Косвенные подтверждения того, что существует дефицит комплектующих для ремонта лифтов, есть уже сейчас — например, источники Business FM рассказали, что в башне «Империя» уже неделю как лифт вышел из строя, один из четырех, и его все еще не починили. Это ненадолго, уверена директор некоммерческого партнерства «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая:
Татьяна Вепрецкая директор некоммерческого партнерства «Национальный жилищный конгресс» «Все, что сейчас мы видим, — длинные ремонты, это связано с тем, что мы переходим на новые поставки. Сказать, что серьезно мы пострадаем от деталей, которые являются механическими, — нет, такого не произойдет. Производство лифтов по большей части расположено в Китае — детали мы всегда можем купить там. Сказать, что идеально тот же Otis или те фирмы, которые ушли, работали, нельзя: количество отказов, количество поломок было где-то наравне со всеми».
Наконец, если даже прекратится обслуживание, можно будет вытащить старый лифт и поставить новый, другой конструкции, от другой фирмы. По словам экспертов, сейчас есть тренд на унификацию. Возможно, понадобится модернизация, но долбить новую шахту для лифта уже никто не будет.