ВТБ оптом закупил отечественный аналог Microsoft Office. Каковы его перспективы?
Лента новостей
Контракт включает закупку лицензий на пакет «Мой офис профессиональный». В него входят программы для работы с документами, таблицами и презентациями. Станет ли «Мойофис» равноценной заменой Microsoft?
ВТБ купил 100 тысяч лицензий отечественного аналога Microsoft Office. Сумма сделки банка с компанией «Мойофис», по данным «Ведомостей», составила рекордные для этой сферы 1,2 млрд рублей. Сделка проводилась в рамках отказа банком от американского ПО Microsoft Office.
Контракт включал закупку лицензий на пакет «Мой офис профессиональный». В него входят программы для работы с документами, таблицами и презентациями, возможна работа как в облаке, так и офлайн. Переговоры по сделке шли с начала 2021 года.
После начала спецоперации спрос на «Мойофис» у частных пользователей вырос в семь раз. Сейчас его сайт показывает, что приложение скачали 13 млн пользователей. Только за март их число увеличилось почти на 1,25 млн человек.
В начале марта американская Microsoft, известная россиянам операционной системой Windows и пакетом офисных программ Office, в числе первых компаний остановила продажи продуктов и услуг в России.
Однако основным локомотивом числа скачиваний «Мойофис», как говорят в самой компании, стал закон, предписывающий продавцам и производителям предустанавливать российское программное обеспечение в смартфоны, планшеты, ноутбуки и компьютеры. Он начал действовать в апреле 2021 года, и «Мойофис» попал в перечень 12 обязательных сервисов наряду с продуктами «Яндекса», Mail.ru, соцсетями «ВКонтакте» и «Одноклассники». С тех пор инструменты для работы с документами на смартфонах и ноутбуках россияне стали загружать около миллиона раз в месяц, тогда как до поправок в законодательство число установок не превышало 150 тысяч в месяц.
Все необходимое в российском ПО есть, считает главный редактор портала TAdviser Александр Левашов:
Александр Левашов главный редактор портала TAdviser «Мойофис», конечно, продукт значительно моложе, но тем не менее скоро будет десять лет с начала запуска, он уже оттестирован, опробован многими заказчиками. С точки зрения функционала он попроще, и, наверное, каких-то наиболее сложных, продвинутых функций, как Microsoft Office, в нем нет, но тем не менее для 90% задач офисного работника, какими, в общем-то, являются пользователи банка ВТБ в том числе, «Мойофис» вполне себе подходит, я думаю, что значительных сложностей по миграции, по переучиванию пользователей тут не должно возникнуть».
По мнению других экспертов, использование «Мойофис» означает переустановку всего ПО и долгое переобучение сотрудников. При этом на компьютер должна быть установлена операционная система Linux. Еще один минус в том, что изначально все документы сохранены в Word, и вопрос совместимости тоже стоит.
Microsoft — это более чем 30-летняя история ПО. Весь офисный пакет серьезно выверен, отшлифован и имеет высокую устойчивость. Это постоянная работа десятков тысяч инженеров по ежедневному исправлению багов и установке обновлений и 1,3 млрд пользователей по всему миру. На этом фоне «Мойофис» еще слишком молодой и сырой, подчеркивают специалисты. Однако и в России у него также есть конкурент, говорит гендиректор оператора дата-центров Oxygen Павел Кулаков:
Павел Кулаков гендиректор оператора дата-центров Oxygen «Есть компания Р7 — основной конкурент «Мойофис» на российском рынке, у которого также есть офисный пакет. Он чуть более зрелый, чуть больше опыта эксплуатации, в том числе и в региональных органах исполнительной власти и в госкомпаниях. И ими уже активно пользуются. Там, конечно, какие-то инновации, какие-то решения, которые может применить «Мойофис», они могут быть интересными, но при этом сказать, что можно за год создать то, что люди создают десятилетиями, — так тоже не бывает. Безусловно, он имеет хороший, продвинутый функционал, при этом с Microsoft ставить на одну чашу весов я бы его не стал».
Между тем за год действия закона о необходимости предустановки российского программного обеспечения на импортные гаджеты доля пользователей, без скепсиса оценивающих это нововведение, достигла почти 60%. Об этом свидетельствуют результаты апрельского исследования компаний «Мойофис» и BCGroup. Самыми популярными программами стали «Яндекс.Браузер», его предпочитают 77% респондентов, Kaspersky Internet Security — 47% и «Мой офис стандартный. Домашняя версия», который оставляют на своем ноутбуке 36%.