Решение об аресте Сергея Зуева отменили, но его не освободили
Лента новостей
Незаконным решение о заключении под стражу ректора Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) признал вышестоящий суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции отменил решение об аресте ректора Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) Сергея Зуева, проходящего по делу о хищении 21 млн рублей бюджетных средств. Данный вопрос заново рассмотрит Мосгорсуд. Несмотря на то, что из СИЗО фигуранта не освободили, решение кассационной инстанции воодушевило защиту.
В вышестоящем суде адвокаты оспаривали решение Мосгорсуда, который 9 ноября 2021 года по представлению прокуратуры отменил решение Тверского суда столицы. Тот 13 октября отказался заключить Зуева в СИЗО по ходатайству следствия и избрал ему в качестве меры пресечения домашний арест.
Сергей Зуев проходит по одному делу с экс-замминистра просвещения Мариной Раковой и еще четырьмя фигурантами: управляющими директорами дивизиона «Цифровые платформы образования» Сбербанка Максимом Инкиным и Евгением Заком (ранее они были руководителями Фонда новых форм развития образования), гражданским мужем Раковой Артуром Стеценко и Кристиной Крючковой, исполнительным директором Шанинки. Всем им вменяется хищение путем мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ) 21 млн рублей бюджетных средств, выделенных в рамках реализации федеральных проектов «Образование» и «Учитель будущего» в 2019-2020 годах. Все заключены под стражу.
Апелляция 9 ноября заключила Зуева в СИЗО. Это решение защита оспорила в кассационном порядке. Слушание дела в надзоре инициировал один из судей Верховного суда.
Подсудимый с заболеваниями
Заседание в кассации заняло чуть более полчаса. Поддержать 68-летнего Зуева в суд приехала супруга обвиняемого Елизавета Фокина, директор столичного парка «Царицыно». Сам же подследственный на процесс не был доставлен. Он участвовал в слушании по видео-конференц-связи из «Матросской Тишины», где в последнее время не выходит из больницы. За время нахождения под стражей Зуев отрастил седую бороду. Он тяжело дышал и опирался на трость, признавшись, что даже с ней ему тяжело стоять.
Адвокаты фигуранта Сергей Севрук, Дмитрий Кравченко и Руслан Кожура утверждали, что решение Мосгорсуда «необоснованно и немотивированно», а решение о переводе Зуева под стражу основано лишь на тяжести предъявленного ему обвинения. Они указали, что их подзащитный положительно характеризуется, ранее не судим, имеет постоянное место жительства и работы, страдает хроническими заболеваниями сердца и сосудов, на его иждивении находятся двое несовершеннолетних детей (один из них — ребенок с инвалидностью, у него аутизм) и престарелые родители. Он неоднократно сам являлся по вызовам следователя, условий домашнего ареста не нарушал, а в 2021 году ему было проведено три операции.
Адвокаты указали, что апелляционная инстанция не учла заключение специалиста о том, что у Зуева имеются заболевания, препятствующие его содержанию под стражей, так как «создают угрозу его жизни».
Обращаясь к суду, адвокат Зуева Дмитрий Кравченко сказал, что у его подзащитного «практически каждый день случается гипертонический криз». По его словам, в этой связи существует риск инфаркта, инсульта и легочной эмболии. «Сейчас ему показана операция на второй ноге», — сообщил защитник.
Другой адвокат обвиняемого Сергей Севрук просил кассационную инстанцию «исправить судебную ошибку и отменить постановление Мосгорсуда». В своей жалобе защита первоначально просила вернуть дело на новое апелляционное рассмотрение, но в кассации адвокаты сказали, что на этом не настаивают и оставляют «на усмотрение суда форму исправления судебной ошибки».
Наказание до суда
Ходатайство об освобождении обвиняемого в кассационный суд направила и уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Сотрудник ее аппарата, юрист Сергей Футо, поддержал позицию защиты, отметив, что Зуев фактически несет наказание еще до суда. «Вопрос, совершал или не совершал Сергей Эдуардович преступление, — отдельный, — сказал он. — Если будет доказана его вина, он, конечно, должен понести наказание. Но сейчас он уже фактически несет наказание, и невольно несут наказание его близкие».
Сам Зуев поддержал просьбу защиты, назвав решение Мосгорсуда незаконным. Он очень беспокоился о своих престарелых родителях, особенно о 95-летней матери, и сыне. «Я очень за нее опасаюсь», — сказал обвиняемый. Он добавил, что сын с инвалидностью тяжело переживает его отсутствие. «Ему дают транквилизаторы, боюсь, что это дорога в один конец», — посетовал Зуев.
Обвиняемый сообщил, что за время содержания под стражей у него появились много новых заболеваний, в частности, панкреатит. Судья разрешил ему выступать сидя.
Представитель Генпрокуратуры Сергей Поливодов счел решение Мосгорсуда законным и просил оставить его в силе. «Судом установлено, что не имеется данных о проведении Зуеву медосвидетельствования и выявлении у него тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей», — сказал прокурор.
Он заявил, что наличие престарелых родителей и несовершеннолетних детей не может гарантировать тот факт, что обвиняемый не скроется. По словам Поливодова, суд учел, что на момент ареста Зуева расследование его дела находилось в активной стадии, и существовала опасность, что Зуев может оказать давление на свидетелей из числа подчиненных, находящихся в служебной зависимости, и воспрепятствовать расследованию.
В итоге судья Ленар Карипов, пробыв в совещательной комнате 10 минут, решение Мосгорсуда отменил, направив материалы на новое рассмотрение в апелляцию в ином составе суда. Зуева он так и не выпустил.
Надежда на апелляцию
Защитники обвиняемого хоть и были рады принятому решению, но признались Business FM, что «не до конца», поскольку освобождения фигуранта не состоялось. Впрочем, по словам Сергея Севрука, защита этого и не ожидала «с учетом и имеющейся судебной практики», и того, что 3 июня Тверской суд продлил до 7 августа арест ректора. «Но что есть, то есть, суд принял решение в пределах своей компетенции», — сказал защитник. По его словам, теперь защита обрела надежду, что при повторном слушании в апелляции Зуев все же выйдет на волю.
Ранее защита не раз предлагала избрать ему меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей, в частности, освободить под залог в 2 млн рублей. Несмотря на непризнание Зуевым вины, его родственники частично возместили ущерб по делу, перечислив 10 млн рублей одной из двух компаний, признанных по делу потерпевшими.