ЕС работает над седьмым пакетом санкций, а мировые СМИ обсуждают сценарии урегулирования ситуации на Украине
Лента новостей
Новые ограничения могут коснуться поставок газа, а также отключения банков от системы SWIFT. Тем временем Вашингтон, Лондон и Брюссель проводят без участия Киева консультации по выходу из кризиса
Замглавы МИД Польши Павел Яблоньский в интервью PAP сообщил, что Евросоюз работает над седьмым пакетом санкций против России. По его словам, новые ограничения могут коснуться поставок газа, а также отключения от системы SWIFT очередных российских банков.
Комментирует политолог Георгий Бовт:
— Учитывая, как долго обсуждался шестой пакет и какие разногласия он вызвал, каковы шансы на принятие седьмого пакета, который, по словам замглавы польского МИД, может включать ограничение поставок российского газа?
— Я по-прежнему думаю, что будет и седьмой, и восьмой, а может еще и десятый пакет. Пока будут идти военные действия — будут что-нибудь придумывать. По поводу газа — можно же принять пакет опять таким же образом, как и с нефтью, то есть отложенный вариант, скажем так: принять пакет, сказать что через год или три года отрежем газ. Поэтому я думаю, что не исчерпан, к сожалению, санкционный мешок у Евросоюза, они идут более бодро, чем американцы по этой части.
— А насколько оправданна надежда Киева на поставки западных вооружений? Потому что уже даже западные СМИ, в том числе The New York Times, пишут, что эти поставки не смогут переломить ход боевых действий. На что здесь надеется Украина? Тем более что не все страны Запада готовы поставлять Украине то, что она просит.
— Это мы с точки зрения конвенциональной логики рассуждаем, что, действительно, и запасы истощаются, и что даже нужно запускать военную промышленность на повышенные обороты, чтобы снабжать Украину. Но эта конвенциональная логика, как мы видим, после 24 февраля не работает. Поэтому давайте представим обратное. Что они сейчас скажут Киеву? Что мы не будем поставлять оружие? Нет, не скажут. Они будут стараться поставлять оружие даже себе в ущерб или в напряг, поэтому, к сожалению, не думаю, что поток прекратится — будут поставлять то, что смогут, военная промышленность там развитая, запустят на более повышенные обороты — и будут поставлять дальше, денег у них тоже пока хватает.
— СМИ пишут, что страны Запада опасаются, что спецоперация затянется на годы. Что означает для них затягивание конфликта?
— Я тоже считаю, что спецоперация имеет шансы затянуться на годы. Но, собственно говоря, конфликт в Донбассе с 2014 года тянется и еще может годами длиться, ресурсов на самом деле и у России, и даже у Украины в какой-то степени хватит. Не хватит на полномасштабные действия Украины, но на то, чтобы стоять и оборонять какую-то линию фронта, наверное, хватит, на то, чтобы вести партизанскую войну — тоже, наверное, хватит. Тем более что подпитка оружием будет продолжаться. На замороженный конфликт особо много вооружений и сил не надо. Ну, он будет длиться, и будут продолжаться обстрелы. И самое главное, что не будет режима прекращения огня, и всегда будет опасность перерастания этого конфликта в более масштабный: как поднакопят сил — так снова и начнут.
— Относительно предложения посредничества — его предлагали уже и Макрон, и Эрдоган. Это более перспективный путь, чем прямые переговоры между Россией и Украиной? И вообще, когда могли бы начаться хоть какие-то переговоры?
— Не очень верится в эффективное посредничество европейских лидеров, потому что у Москвы нет полного доверия к ним, в том числе у президента Российской Федерации, я думаю, что нет доверия к ним, а потом еще был «нормандский формат». Это и было практически посредничество, и оно ни к чему не привело. Если представить какую-то фантастическую ситуацию, то посредничество Си Цзиньпина могло бы оказать более реальное воздействие на ход конфликта, но пока этим не пахнет.
Тем временем западная пресса обсуждает возможные сценарии урегулирования ситуации на территории Украины. Во многих публикациях говорится о вероятном затягивании конфликта.
Британская BBC рассматривает пять возможных сценариев развития событий. На первом месте — затягивание конфликта на месяцы или даже годы. «Ни одна из сторон не продемонстрировала способности нанести решающий стратегический удар», — говорит отставной австралийский генерал Мик Райан.
Второй вариант: Россия объявляет, что «специальная военная операция» достигла своих целей. После этого Москва могла бы с позиции морального превосходства вынудить Украину прекратить боевые действия.
Третий сценарий: и Москва, и Киев понимают, что не смогут ничего добиться военным путем и приступают к переговорам с целью политического разрешения конфликта. Но велика вероятность того, что мирный договор долго не протянет, и через какое-то время боевые действия могут возобновиться.
Четвертый вариант: побеждает Украина. В контексте этого BBC приводит слова историка Ниала Фергюсона. Он считает, что Москва не признает поражение — у нее есть ядерное оружие.
Наконец, пятый сценарий: побеждает Россия. BBC не исключает, что в этом случае кто-то из западных союзников Украины может захотеть перевести конфликт на новый уровень.
CNN, в свою очередь, отмечает, что страны Запада обеспокоены возможным затягиванием конфликта на годы. Поэтому США, ЕС и Великобритания проводят консультации по выходу из кризиса. При этом встречи проходят без участия Украины. В частности, обсуждается итальянский план, однако непонятно, приведут ли эти консультации к переговорам России и Украины.
Обозреватель The Hill Уильям Молони отмечает, что США и Европа ищут путь к компромиссу по Украине из-за экономических проблем. И по мере затягивания конфликта будет расти общественное недовольство в странах Запада, которые, по мнению автора, страдают от антироссийских санкций больше, чем сама Россия.
В Киеве демонстрируют готовность продолжать боевые действия. Советник главы Офиса Владимира Зеленского Михаил Подоляк назвал главное условие возобновления переговоров. По его словам, это станет возможным, когда «российские войска будут отброшены как можно дальше от украинской границы».
Ранее в Москве не раз заявляли, что именно Киев отказывается от возобновления переговоров.