Почему в России все еще работает VPN?
Лента новостей
Роскомнадзор блокирует одного провайдера за другим, но часть сервисов возобновляют работу после недолгой паузы. Возможно ли заблокировать все средства обхода блокировок? И что будет, если регулятор попытается?
VPN-сервисы начали блокировать в России еще осенью прошлого года, но этого почти никто не заметил — на тот момент технологией пользовались в основном специалисты или политактивисты. А вот свежая блокировка ProtonVPN стала чуть ли не первополосной новостью, поскольку теперь средствами обхода блокировок стали пользоваться даже любители котиков в Instagram (принадлежит корпорации Meta, которая в России признана экстремистской организацией и запрещена). По оценкам Yota, с января по апрель число пользователей VPN выросло в 50 раз и теперь сервисы установлены у каждого пятого клиента оператора. Роскомнадзор называет VPN «угрозой» для рунета, но вроде бы заблокированные сервисы зачастую снова начинают работать.
Почему нельзя устранить «угрозу» полностью? Проблема в том, что для этого регулятору нужно знать адреса всех VPN-сервисов, объясняет гендиректор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачёв:
Роман Ромачёв генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» «Есть IP-адреса — это серверы, которые физически где-то располагаются, к ним подключен интернет. И для того чтобы вы, когда забиваете в адресной строке, в браузере, например, его имя, условно говоря, yandex.ru либо google.com, для этого создаются DNS-серверы, они связывают это название с конкретным IP-адресом. Если мы будем блокировать вообще все IP-адреса, это все равно что сейчас взять и заблокировать все номера телефонов в России, соответственно, у нас пропадет связь. То же самое с интернетом: вы, заблокировав все IP-адреса, в том числе и добропорядочные — мы же не знаем, кто из серверов выступает в качестве VPN-сервера, — заблокируем весь интернет».
VPN позволяет получать доступ к заблокированным сайтам, обращаясь к ним обходным путем — через свои зарубежные серверы. Для регулятора это выглядит как безобидный трафик, а пользователь получает запретную информацию. Вероятно, специалисты Роскомнадзора отслеживают адреса провайдеров VPN и вносят их в черные списки. Против небольших бесплатных сервисов это вполне работает: если доходы компании в России невелики, ей невыгодно арендовать новые серверы. А крупные сервисы меняют адреса и снова включаются, отсюда и «мерцающий» режим работы.
Но, может быть, можно отслеживать не адреса, а сам трафик? Куда бы ни обращался пользователь, если к нему идет запрещенная информация, — разрываем соединение. Тоже не вариант, потому что многие VPN-сервисы предлагают возможности шифрования, отмечает гендиректор компании в сфере информационной безопасности Phishman Алексей Горелкин:
Алексей Горелкин гендиректор компании в сфере информационной безопасности «В теории это возможно, но есть куча обходов. Ты можешь сделать, к примеру, OpenVPN over — поверх различных других шифрованных over HTTPS ты можешь сделать, и это невозможно будет отличить от простого HTTPS-трафика, который на все идет более или менее безопасные сайты. Или можно сделать по UDP вообще. Вот я использую такую технологию, то есть запаковываю OpenVPN-трафик в UDP-пакеты, и такое невозможно прочитать, увидеть. Поэтому, в целом, можно, но это легко обходится в современных реалиях».
Наконец, в теории можно попробовать запретить само по себе использование основных VPN-протоколов, но тут возникают сразу две проблемы. Во-первых, VPN сегодня нужен не только «бунтарям», но и обывателям. Например, россияне больше не могут скачать драйверы, необходимые для работы компьютеров, напрямую с сайта Intel. Во-вторых, VPN — виртуальная приватная сеть — это не только обход блокировок. Технология используется повсеместно: это и корпоративные сети компаний и банков, и удаленный доступ для сотрудников, и даже мобильные кассовые аппараты. Поэтому регулятор, скорее всего, даже не рассматривает сценария блокировки по протоколу, а просто подавляет наиболее популярные сервисы, и пользователям приходится скакать с одного VPN на другой. В целом, это не большая проблема, даже если тебе нужен платный сервис, указывает московский предприниматель Валентин:
«Почти все бесплатные VPN имеют ограничение по скорости, соответственно, если ты ограничения не любишь, делаешь себе подписку на платный VPN. Оплачивается она точно так же, как любой сервис сейчас. Либо можно по номеру телефона. У кого-то просто они работают в AppStore. Можно сделать карточку, это занимает полчаса, какую-нибудь казахскую или белорусскую, — и пользоваться так. В общем, ничего не поменялось».
Живучесть VPN наиболее наглядно демонстрирует тот факт, что сервисы работают даже в Китае. Несмотря на усилия регулятора, преодолеть Великий китайский файрвол при желании могут даже обычные пользователи. Другое дело, что нестабильная работа VPN создает барьер для обывателя — и разбираться нужно, и, может, даже платить кому-то, не зная, будет ли сервис работать завтра. Так что VPN как таковые в России вряд ли исчезнут, но пользоваться ими будет отнюдь не каждый — и именно над этим, вероятно, работают в Роскомнадзоре.