Арендодатель отсудил у приостановившего работу магазина H&M 538 млн рублей за простой
Лента новостей
Можно ли считать решение суда прецедентом? И не будет ли волны исков к компаниям, решившим приостановить работу в России?
Суд по иску «Острова мечты» взыскал с H&M 538 млн рублей из-за закрытия магазина. Ретейлера обязали освободить помещение, за каждый день просрочки будут взыскивать еще по миллиону рублей.
Иск против одного из своих арендаторов в марте подал оператор столичного парка развлечений. Руководству не понравилось, что ретейлер самовольно принял решение о приостановке работы магазина. H&M обосновал эту паузу, как указывается в материалах дела, «неопределенностью ситуации, крайне неблагоприятными рыночными условиями и прерыванием цепочек поставок продукции».
В итоге суд постановил взыскать с H&M почти 540 млн рублей, признать договор аренды недействительным, обязать ретейлера покинуть помещение на две с лишним тысячи квадратных метров в течение пяти дней. А в довесок «повесить» штрафные санкции — по миллиону рублей за каждый день просрочки. Решение суда громкое и крайне необычное с точки зрения юридической практики, отмечает управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов:
Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Показательный момент: по такой категории споров так быстро рассмотрели дело, иск был подан 30 марта, причем по таким суммам — это не рядовой случай. Что касается санкций за отказ освободить помещение (миллион за каждый день просрочки) — необычно, но понятно: суд мотивирует как можно быстрее арендатора освободить помещение. И куда более необычно, чтобы на следующий день после вынесения решения суда применялись обеспечительные меры на всю сумму иска — это абсолютное ноу-хау. У меня такое ощущение, что это либо попытка принудить H&M к какому-то диалогу, либо это желание показать всем на рынке, что не надо вот так поступать по отношению к арендодателям».
H&M — вторая по величине в Европе сеть магазинов одежды — объявила о приостановке продаж в России в начале марта. Дело, таким образом, было рассмотрено в рекордно короткие сроки. И решение суда можно считать прецедентом — ранее за приостановку деятельности в России иностранным компаниям такие штрафы не присуждали. H&M еще может обжаловать решение суда в течение месяца. Впрочем, как считает исполнительный директор VSK group Максим Тищенко, теперь, после такого громкого судебного акта, мы можем увидеть целую волну подобных исков.
Максим Тищенко исполнительный директор VSK group «Я думаю, что это одна из первых ласточек. Это был пробный шаг. Конечно, колоссальные, хорошие деньги, я считаю. Но а как? Прошло достаточно времени для того, чтобы можно было наладить все логистические цепочки. Можно было вновь открыться и спокойно, нормально работать. Однако, так как H&M это не сделал, о чем это говорит? О том, что он не хочет здесь больше работать. Никто не против, однако арендатор не только платит какую-то фиксированную арендную плату, но есть и такое понятие, как процент с выручки. Получается, что арендодатель недополучил, приток покупателей снизился. Арендодатель теряет деньги, потому что компания решила присоединиться к санкциям. Все понятно, шито белыми нитками. Я думаю, сейчас пойдет вал судебных решений по тем компаниям, которые решили так временно приостановить деятельность. Все понимают, что это реально бред. С этой точки зрения можно было бы дважды выстроить любые логистические цепочки. Значит, не хотят».
Разговоры о том, что пора заставлять иностранцев освобождать помещения, если они не хотят возвращаться в Россию, идут регулярно. По подсчетам Knight Frank, массовые расторжения договоров аренды могут затронуть полторы сотни торговых сетей. А в конце мая премьер Михаил Мишустин говорил, что собственникам ТЦ позволят досрочно расторгать договоры с ушедшими компаниями — за аренду те все равно не платят.