Частичное эмбарго против РФ, решение ОПЕК+ и заявление Байдена. Как все это повлияет на нефтяной рынок?
Лента новостей
Евросоюз, как и ожидалось, запретил поставки российской нефти по морю, ОПЕК+ согласовала увеличение добычи, а Джо Байден предложил вместо эмбарго ограничивать цены на российскую нефть
Четверг, 2 июня, стал днем больших новостей для нефтяного рынка. Цены на черное золото в начале дня падали. Рынок ждал заседания ОПЕК+, а СМИ писали, что участники соглашения могут резко нарастить добычу. В частности, Bloomberg сообщал, что страны-нефтедобытчики готовы согласовать значительно больший объем добычи, уступая давлению США.
Логика Штатов понятна — увеличение добычи способствует снижению мировых цен и, соответственно, стоимости бензина внутри Америки. А значит, и замедлению инфляции. ОПЕК+ действительно решила увеличить добычу не на планировавшиеся 432 тысячи баррелей в сутки, а на 648 тысяч. Но это не такой уж большой объем для мирового рынка нефти, а главное, еще неизвестно, будут ли страны в действительности увеличивать добычу. Им-то как раз невыгодно, чтобы цены падали. И практика показывает, что государства ОПЕК+ не добирают квоты, которые сами для себя же и устанавливают.
Комментирует директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов:
Алексей Громов директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов «Вплоть до последнего решения ОПЕК+ ни одно из предыдущих решений ОПЕК+ по увеличению добычи в полной мере не выполнялось. И причиной была не только ситуация с РФ, которая находится под давлением западных санкций, но и в ряде других стран ОПЕК, у которых не получается увеличить добычу в рамках уже согласованных уровней. В первую очередь к таким должникам относятся Нигерия, Ангола и в отдельные месяцы даже Саудовская Аравия. Поэтому реальный эффект на цены мы сможем увидеть только в том случае, если объявленное решение ОПЕК+ будет выполнено».
Ближе к вечеру нефть отыграла падение и вернулась к уровню в 116-117 долларов за баррель Brent. Здесь свою роль сыграли новости из Европы, которая утвердила шестой пакет санкций. Его главный пункт — частичное нефтяное эмбарго. Оно касается поставок сырья по морю. Трубопроводную нефть санкции не затронут, в этом заслуга Венгрии, которая сильно зависит от российских углеводородов. Заодно Будапешт отстоял и патриарха Кирилла, который в санкционный список не попал.
Что интересно: в день, когда ЕС объявили о санкциях, пришло заявление из Белого дома. Джо Байден предложил европейцам не вводить эмбарго, а лучше ограничить цены на российскую нефть. Видимо, идет речь о повышенных пошлинах, о дисконте. И с точки зрения бизнеса, наверное, это был бы вполне приемлемый вариант, с учетом того, что Россия и сейчас продает нефть с большим дисконтом, теряя на этом 45 млн долларов в сутки, говорит независимый эксперт Дмитрий Лютягин.
Дмитрий Лютягин независимый эксперт «Если посмотреть на спотовые цены на Urals, эта нефть торгуется со значительным дисконтом к Brent, то есть сейчас котировки у нас на уровне 85-95 долларов за баррель. Это означает, что нас уже через санкции наказывают на 45 млн долларов в сутки только благодаря тому, что введенные санкции дают рычаг для покупателей нашей нефти, чтобы на нас давить. Те же самые азиаты, индусы. Соответственно, встает вопрос, сколько может составить этот дисконт, о котором Байден говорит сейчас».
Кстати, в США и раньше советовали Европе не спешить с нефтяным эмбарго, как и с запретом на поставки других энергоносителей. Глава американского Минфина Джанет Йеллен говорила, что это может нанести удар по глобальной экономике. Сейчас роль прогнозиста на себя взяла The New York Times. Она пишет, что санкции только приведут к росту мировых цен. А Европе придется покупать нефть у более отдаленных производителей, и не факт, что они продадут сырье хорошего качества. Правда, ограничения вступят в силу через несколько месяцев, и у Европы будет время на подготовку. Но точно так же и у России будет время, чтобы найти новых покупателей. Возможно, они же потом и будут продавать российскую же нефть странам Евросоюза, но цены явно будут некомфортными. И еще неизвестно, кто лучше сможет адаптироваться к новым реалиям. А Россия, даже если станет продавать меньше нефти, то все равно заработает на высоких ценах, что нивелирует сам смысл санкций. И в любом случае охота за новыми поставщиками и покупателями не оставит нетронутой ни одну часть света.