Компания ГАЗ попала под блокирующие санкции
Лента новостей
Вступление в силу американских санкций против «Группы ГАЗ» приведет к тому, что компания не сможет продолжать сборку машин Volkswagen на площадке в Нижнем Новгороде. ГАЗ потеряет доступ к иностранным комплектующим. Есть ли у компании собственные аналоги или их разработки?
Автомобильная группа ГАЗ оказалась под блокирующими санкциями. Американские санкции, применение которых Минфин США откладывал с 2018 года, вступили в силу. Последний раз отсрочка для ГАЗа была продлена санкционным комитетом ровно месяц назад до 25 мая. Однако в этот раз впервые за четыре года новую лицензию не опубликовали.
Резиденты США смогут совершать транзакции с российским предприятием и его «дочками» только по специальным разрешениям. Запрещено использование заблокированных средств, которые до сих пор ГАЗ мог направлять на финансирование части операций. Беспокоиться за судьбу компании не стоит, у нее было время подготовиться, считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:
Игорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат» «Завод жил как бы под дамокловым мечом. Знаете каково, когда тебе говорят: может быть, завтра такие санкции будут, что мало не покажется, но сегодня можешь жить. В результате у завода было, между прочим, четыре года, чтобы подготовиться. Да, сборка автомобилей группы Volkswagen уже невозможна на площадях ГАЗа, это плохо. Но если говорить реально, то с марта она все равно была прекращена, и понятно было, что группа Volkswagen будет приостанавливать производство в России. Группа Volkswagen собиралась стать акционером ГАЗа, но в силу разных политических причин вопрос снят. Основное занятие завода — это сборка коммерческой техники, и тут ГАЗ — лидер в России. Но четыре года, которые были даны, скажем так, на подготовку, я надеюсь, не прошли даром, и зависимость от поставщиков из тех стран, со стороны которых приходят санкции, была снижена до минимума. Есть серьезные собственные разработки, собственная автоматическая коробка. По поводу ГАЗа более чем уверен, что он будет продолжать работать».
По данным источников «Интерфакса», проблему с санкциями хотели решить за счет привлечения иностранного инвестора, в частности обсуждался вариант с Volkswagen. После 24 февраля сделка стала невозможной. Вступление санкций в силу скажется на сборке автомобилей Volkswagen и Skoda на конвейере ГАЗа в Нижнем Новгороде.
ГАЗ потеряет доступ к иностранным комплектующим, из которых наиболее чувствительными были двигатели. При этом у компании есть собственные аналоги или их разработки для продолжения выпуска как минимум части модельного ряда ГАЗа — автобусов ПАЗ, КАВЗ, ЛиАЗ, легковых автомобилей, силовых агрегатов ЯМЗ и УМЗ, а также запчастей к ним. Компания ГАЗ и ее партнеры давно ждали вступления санкций в силу, отмечает специальный советник коллегии адвокатов Pen & Paper по санкционному праву Сергей Гландин:
Сергей Гландин специальный советник коллегии адвокатов Pen & Paper по санкционному праву «Если бы лицензию продлили еще один раз, Минфин подвергся бы жесткой критике со стороны американского сообщества. «Группа ГАЗ» была чем-то вроде прецедента, потому что санкции впервые были введены одновременно с Олегом Дерипаской от 2018 года. Но «Группа ГАЗ» в тот момент была системообразующим российским конгломератом, это начало приводить к диспропорциям на глобальном рынке и негативно отразилось на американском рынке. Тогда была другая политическая ситуация, блокирующие санкции привели бы по факту к коллапсу в производстве автомобилей, поскольку на «Группе ГАЗ» завязано значительное количество западных поставщиков, кто поставляет технологии, запчасти. Это множество международных компаний с американским участием. Если бы лицензии не продлялись, они бы потеряли значительную долю своей прибыли. Но теперь политические соображения превысили, поэтому мы имеем полноценные санкции для «Группы ГАЗ». Надо отделять американских резидентов, они уже видели, к чему все это идет, и там продляемая лицензия до вчерашнего дня требовала от них прекращать все правоотношения, все хозяйственные отношения, все сделки с этими компаниями. Американцы уже знали. Наши компании как работали с «Группой ГАЗ», так они и будут спокойно работать».
ГАЗ неоднократно заявлял, что санкции плохо влияют на финансовое положение компании. В апреле 2019 года Дерипаска заявил агентству Bloomberg, что санкции могут привести к банкротству и национализации компании. Вашингтон ввел санкции против «Группы ГАЗ» и ее владельца Олега Дерипаски еще в 2018 году. Ограничения предполагают риск вторичных рестрикций для банков, поставщиков и контрагентов.