После Третьей мировой: почему Россия должна остаться частью новой глобальной экономики. Комментарий Семена Новопрудского
Лента новостей
Пока политики и политологи спорят, находится ли мир на грани Третьей мировой войны или она уже идет, мировая экономика несет полноценные потери военного времени, считает обозреватель
Международный валютный фонд (МВФ) признал, что глобальные торговые связи, которые человечество выстраивало последние 75 лет, стремительно разрушаются. Мировая экономика столкнулась, возможно, с самым большим испытанием со времен Второй мировой войны, написали в своей статье в корпоративном блоге директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева и другие эксперты фонда.
Военная спецоперация России на территории Украины лишь усугубила «стечение бедствий», которое угрожает планете, полагают авторы статьи. Главными проблемами сегодняшней глобальной экономики, прямо влияющими на уровень жизни миллиардов людей, в МВФ считают угрозу изменения климата, пандемию COVID-19, нарушение цепочек поставок в мировом масштабе, ужесточение финансовых условий и риск геоэкономической фрагментации. Это подстегивает инфляцию, которая уже два года остается рекордной даже в самых развитых экономических странах мира, и тяжелым бременем ложится на домохозяйства.
Эксперты МВФ в своей статье пытаются понять, почему человечество в последние годы с таким остервенением начало крушить базовые основы повседневной экономической жизни, которые так долго и мучительно выстраивало. Ведь такой глобальной и взаимозависимой, как в последние два-три десятилетия, мировая экономика не была никогда в истории человечества.
Не последнюю роль в этой рекордной глобализации сыграли распад СССР и попытки постсоветских государств построить на месте достаточно изолированной социалистической плановой экономики открытую капиталистическую рыночную. Особенно заметным в этом отношении было встраивание в мировую экономику постсоветской России. А теперь мы наблюдаем стремительный откат назад: война санкций выталкивает Россию из глобального экономического мира в пропасть изоляции.
Ответ на вопрос, почему так получилось с мировой экономикой, у МВФ такой: успехи взаимной интеграции повысили производительность и уровень жизни на планете в целом, но усугубили неравенство между людьми и странами. Это подорвало экономический рост и доверие к нынешней глобальной экономической системе. Неравенство и несправедливость разрушают систему изнутри.
С другой стороны, неадекватные способы борьбы с пандемией COVID-19 с длительной заморозкой экономики применялись практически повсеместно, логистические цепочки насильственно разрывались по всему миру еще до нынешней санкционной атаки на Россию. То есть мировую экономику крушили и те, кто выигрывал от нее, а не только те, кто могут чувствовать себя униженными и оскорбленными.
По данным МВФ, только неопределенность в отношении торговой политики привела к сокращению мирового ВВП в 2019 году (то есть в совершенно мирное время, даже до начала пандемии COVID-19) почти на 1%. А с начала военной операции на Украине — то есть всего за три месяца — уже около 30 стран ограничили торговлю продуктами питания, энергоносителями и другими ключевыми товарами.
По оценкам МВФ, в случае дальнейшей дезинтеграции мировой экономики и торговли пострадают все: люди с любым уровнем дохода, включая самых богатых, а также и развитые, и развивающиеся страны. Но особенно тяжело придется наиболее закредитованным государствам и компаниям, которым придется перестраивать цепочки поставок. В МВФ полагают, что только технологическая фрагментация (это как раз сильно грозит России, потерявшей из-за санкций и ухода с нашего рынка иностранных компаний доступ к современным технологиям во многих жизненно важных сферах) может привести для многих стран к потерям в размере 5% ВВП.
Обычно спад ВВП на 5% в год считается нормальными среднестатистическими потерями любой страны, находящейся в состоянии полноценной «горячей» войны. Это и есть прямое статистическое доказательство того, что Третья мировая война уже идет. Но главный вопрос: как выходить из этого самого масштабного кризиса в истории человечества за последние 80 лет?
Для исправления ситуации МВФ предлагает ослабить по всему миру торговые ограничения (вряд ли это произойдет в отношении России как минимум до момента окончания военной спецоперации на территории Украины); решить проблему выплат задолженностей, в том числе с помощью реструктуризации платежей; модернизировать систему трансграничных переводов (тут опять же Россия в числе наиболее пострадавших из-за санкций); противостоять изменениям климата.
Кроме того, необходимо сделать так, чтобы государственная политика была направлена в первую очередь на нужды людей, а не на извлечение прибыли, считают в фонде. Экономический альтруизм государств кажется самой невыполнимой миссией. Но понятно, что принимающая форму войны всех против всех конкуренция не только убивает людей в прямом смысле. Она ввергает человечество в новый виток роста нищеты и уничтожает будущее новых поколений. Мы крадем будущее у тех, кого вроде бы должны вырастить и защитить.
Похоже, мы не отдаем себе отчет в том, что, начиная с 1945 года, практически каждое новое поколение на территории России жило лучше, чем предыдущее. А теперь есть реальный риск того, что наши дети и внуки будут жить хуже и беднее нас. Причем этот риск есть не только в России, но и в большинстве стран мира.
Никаких способов (кроме ядерной войны, которую мы оставим за скобками) избавить экономику от глобальной взаимозависимости нет. Никто не хочет возвращаться в пещеры и каменный век, к экономике «охоты и собирательства».
Значит, государствам так или иначе придется прекращать войны, в том числе торговые. Определять новые правила и учиться заново следовать им. России тоже критично важно остаться частью глобальной экономики — и из-за своих географических размеров, и в силу желания играть в новом мире заметную роль. Но прежде всего — ради того, чтобы новые поколения россиян имели шанс жить хотя бы не хуже, чем их отцы и деды.