Часть доходов от фильма «Жена Чайковского» могут заморозить из-за санкций против Абрамовича
Лента новостей
Фильм Серебренникова участвует в показе Каннского кинофестиваля. Частично снят на средства фонда Абрамовича «Кинопрайм». Однако было это до объявления санкций против бизнесмена. Каковы пути разрешения правовой коллизии?
Часть доходов от фильма «Жена Чайковского» режиссера Кирилла Серебренникова, который участвует в этом году в программе Каннского кинофестиваля, может быть заморожена из-за того, что финансировавший картину Роман Абрамович находится под европейскими санкциями. Такое заявление сделал в интервью изданию Deadline представитель Министерства экономики и финансов Франции.
При этом он отметил, что гонорары, полученные за фильм, могут быть заморожены, «если производившая его компания находится во Франции или другой стране ЕС». Кто может остаться без денег?
В этом году в Каннах к Кириллу Серебренникову приковано особое внимание. Режиссер впервые приехал представлять на фестивале свою картину лично. Показы фильмов «Лето» в 2018 году и «Петровы в гриппе» в 2021 году Серебренников посетить не мог из-за домашнего ареста. После премьеры фильма «Жена Чайковского», который открыл 75-й Каннский фестиваль, Серебренников призвал снять санкции с миллиардера Романа Абрамовича, поскольку бизнесмен активно поддерживает российский независимый кинематограф и создал фонд «Кинопрайм», который помог, в частности, в производстве картин «Жена Чайковского» и «Петровы в гриппе».
Фонд вкладывает средства в фильмы на завершающей стадии съемок. Финансирование может достигать 50% бюджета картины, но не более 100 млн рублей. В случае коммерческого успеха фонд получает долю прибыли. В производстве «Жены Чайковского» также участвовали несколько европейских компаний. Издание Deadline поясняет, что заморозка доходов будет касаться только тех инвестиций, которые были сделаны фондом Абрамовича. Права на продажу фильма в Европе принадлежат французской компании Charades. С ней пока не связывались из министерства, но компания заявила, что выполнит любое решение властей относительно картины.
Если финансирование фильма было бы безвозмездным, то ни о какой заморозке средств речи бы не шло. Однако здесь скорее другая ситуация, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров:
Александр Захаров партнер Paragon Advice Group «Если речь шла о получении подсанкционным лицом в будущем доходов от этого фильма, здесь можно согласиться с мнением французского чиновника о том, что такие средства, составляющие доход, привлеченные на территории Французской Республики и государств — членов ЕС, могут быть арестованы. Но здесь нужно изучать, насколько финансирование являлось возмездным или безвозмездным. Исходя из существующей практики, инвестиции кинопроизводства являются возвратными, как правило, но нельзя исключать, что в этой ситуации могла существовать и другая база для финансирования. Поэтому делать преждевременные заявления, конечно, чиновники любят, особенно европейские в последнее время, но здесь нужно все-таки смотреть на первоисточники — как регулировалось финансирование кинопроизводства».
Действие фильма происходит в России во второй половине XIX века. Главная героиня — Антонина Милюкова, жена композитора Петра Чайковского, которая не может смириться с нетрадиционными в то время сексуальными предпочтениями мужа и из-за этого постепенно сходит с ума.
Вряд ли этот фильм принесет какой-то доход в силу своей специфики, считает продюсер, президент кинокомпании «Царь Pictures» Александр Изотов:
Александр Изотов продюсер, президент кинокомпании «Царь Pictures» «Мне вспоминается похожий случай, когда Леонардо Ди Каприо отдал свой гонорар за фильм «Волк с Уолл-стрит», который был профинансирован деньгами, которые были украдены, по-моему, у малайского правительства. Там была большая афера: бывшие руководители страны украли деньги и часть их потратили на Голливуд, и было разбирательство, и по своей воле актеры и, по-моему, режиссер Скорсезе тоже отдали деньги, подарки и так далее. Что-то похожее может случиться и здесь, но я, честно говоря, сомневаюсь. Я думаю, что до Абрамовича и его денег вряд ли дойдут, потому что подобного рода проекты финансируются больше в формате меценатства. И я вообще не вижу, что будут какие-то доходы с этого фильма: фильм специфический, фильм не для широкой аудитории, и никаких серьезных возвратов я бы от него не ожидал».
Однако, как заявили во французском министерстве, сам фильм «Жена Чайковского», снятый на деньги Абрамовича, под санкции не попадет, поскольку он был создан в то время, когда ограничения против российского бизнесмена еще не были введены.