YouTube в России закрывать не планируют, но доходы блогеров все равно падают
Лента новостей
Еще в середине марта появилась информация от источников, близких к Роскомнадзору, что YouTube будет заблокирован в течение недели, однако видеохостинг продолжает функционировать и по сей день. Впрочем, с конца февраля сама площадка приняла ряд решений, которые ударили по кошельку блогеров
Россия не собирается закрывать YouTube. По крайней мере, так сказал глава Минцифры Максут Шадаев. По словам министра, речь о блокировке сервиса не идет, только если площадка не перейдет грань. Мнения экспертов относительно того, где пролегает эта самая грань, расходятся. Однако для создателей контента из России YouTube становится все менее привлекательным, в том числе из-за действий самой платформы.
Роскомнадзор неоднократно требовал от администрации YouTube незамедлительно снять блокировку с каналов российских государственных СМИ. Также официальные российские лица обвиняли видеохостинг в распространении запрещенного контента. А в середине марта источники РИА Новости, близкие к Роскомнадзору, говорили о том, что закрытие YouTube в России — это вопрос буквально одной недели. Сомневаться в этом оснований не было, однако доступ к площадке до сих пор открыт. А теперь на уровне министра говорится о том, что закрывать его не будут, оставляя за скобками то, что и нынешняя ситуация может кардинально измениться в любой момент.
Поговорим о деньгах. YouTube-блогеры стали гораздо меньше зарабатывать. По словам экспертов, за последние месяцы весь рекламный рынок просел на 30%. А в самом видеохостинге цифры еще хуже, отмечает основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door Алексей Пак:
Алексей Пак основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door «Если мы говорим о рекламных интеграциях, конечно, просадка очень большая. Условно говоря, рынок в целом просел на 70-80% и пока еще не восстанавливается. Бренды немножко просыпаются, но очень аккуратно действуют, так как сейчас ситуация достаточно нестабильная с точки зрения коммуникаций и повестки дня».
Раньше авторы малоизвестных каналов могли зарабатывать свою копеечку от монетизации. Но площадка закрыла такую возможность для авторов контента из России — то есть они больше не получают денег от платформы ни за просмотры, ни за встроенную рекламу. Остается зарабатывать только на интеграциях, но доступно это далеко не всем. По словам Алексея Пака, чтобы к контентмейкеру пришел хоть какой-то бренд с интеграцией, нужно, чтобы у канала было не менее 100 тысяч подписчиков, а ролики регулярно набирали по 60-100 тысяч просмотров. А чтобы YouTube был единственным источником дохода, у такого автора должно быть не меньше восьми интеграций в месяц.
Вопреки сложившемуся мифу, в YouTube и раньше было крайне трудно стать миллионером на одной идее, создавая контент на коленке. Теперь это нереально точно. Грустно и уже состоявшимся звездам видеохостинга: они пытаются перетянуть аудиторию на другие площадки — «ВКонтакте», Telegram, Rutube и «Яндекс.Дзен». Но пока без особых успехов, указывает директор по маркетингу Brand Analytics Василий Черный:
Василий Черный директор по маркетингу Brand Analytics «Пока блогеры на этих площадках не обжились и свои доходы не компенсировали. Во-первых, потому что пока не смогли «перенести» всю свою аудиторию с YouTube. Наверное, в ближайшее время это и не произойдет, не получится. Сконвертировать уже сложившуюся ютубовскую аудиторию на другие источники не так просто. Во-вторых, рекламные бюджеты [на других площадках] не ждут в том объеме, в котором они были на YouTube, поэтому пока блогеры зарабатывают меньше, чем зарабатывали, как минимум в два раза».
Особенно тяжело приходится тем, кто в последнее время получил статус иноагента. Не секрет, что для тех СМИ, которые были заблокированы в России в последние месяцы, именно YouTube остается основной площадкой для продвижения и вещания. Но работать с иноагентами готовы далеко не все. И если тот же Юрий Дудь (внесен в реестр СМИ-иноагентов по решению Минюста) ранее рекламировал банки, крупных ретейлеров бытовой техники и так далее, то теперь круг рекламодателей сузился до нескольких онлайн-сервисов, в том числе VPN. Притом что просмотры остаются на том же уровне. Из шести выпусков, снятых с конца февраля, меньше 10 млн просмотров только у одного.