Renault все-таки передал свою долю в «АвтоВАЗе» в госсобственность
Лента новостей
Активы на 2 млрд евро перешли профильному институту НАМИ. Сумма сделки — символический 1 рубль с возможностью выкупа в течение шести лет
Доля Renault в «АвтоВАЗе» перешла в государственную собственность. На базе мощностей французов уже собираются возродить Московский автомобильный завод и выпускать легендарные «Москвичи», в том числе на электротяге.
Из данных открытых источников и заявлений сторон можно сделать осторожный вывод, что лицензии, производство, комплектующие, вся инфраструктура Renault остаются в России. Французы избавляются от российских акций, хотя бы на время. Отдают свои активы на более чем 2 млрд евро за символический рубль. Завод в Москве «Рено Россия» уходит правительству столицы. Две трети акций «АвтоВАЗа» — у НАМИ, остаток — у «Ростеха». Если захотят, французы смогут вернуть активы в ближайшие шесть лет. Это сделка, где все сохранили лицо, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Нам, российской стороне, естественно, было бы выгодно, чтобы Renault здесь оставило все и по максимуму разойтись, по-доброму с фирмой Renault, и показать другим компаниям, как правильно надо уходить с российского рынка. Судя по всему, некоторые автомобили Renault, возможно, с другим шильдиком будут собирать на «АвтоВАЗе». Скорее всего, это коснется Logan и Duster. Достигнутая договоренность подразумевает сохранение гарантийного обслуживания, гарантийных обязательств, поставку запчастей и так далее. Как это будет работать в условиях санкционной политики, не очень себе представляю. Возможно, будут задействованы какие-то альтернативные каналы поставки. Россия — это интересный рынок, и для Renault, кстати говоря, мы были второй точкой опоры, если говорить о европейском рынке. В штуках: 530 тысяч автомобилей Renault и Dacia продано во Франции в прошлом году, а в России продано 480 тысяч автомобилей Lada и Renault — это очень много».
Интересно, что, когда слухи об уходе Renault из России только появились, говорили, что акции уйдут китайским концернам, — вариант с тем, чтобы передать все «Ростеху», не прошел, потому что он под санкциями. Однако и до китайцев в итоге дело не дошло. Судьба активов Renault тем временем обрастает забавными деталями. Например, Минпромторг заявил, что Renault Duster будут собирать в Тольятти на втором заводе французов, при этом автомобиль будет выпускаться под брендом Lada. «Лада Пыльник» — самая безобидная шутка в соцсетях по этому поводу.
Вторая идея еще экстравагантнее. Сергей Собянин анонсировал возрождение завода «Москвич» на базе столичного предприятия Renault — там, где еще недавно с конвейера сходили «Логаны», «Дастеры» и «Сандеро». Большую часть коллектива хотят сохранить, основным техпартнером сделать КамАЗ, первое время выпускать авто с ДВС, а в перспективе — и электрокары. Однако Собянин заявил, что завод будет снова собирать легендарные «Москвичи». Соцсети сразу представили себе «Москвич-412» на батарейках. Шутки шутками, а дело модное в индустрии, важное и нужное, особенно в Москве, говорит автоэксперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт «Относительно «Москвича» последней модели, который выпускался на автозаводе, — это была модель 21-41, многие ее помнят, ее выпуск прекратился 24 года назад. И уже на тот момент эта машина была практически устаревшей, она разработки еще 1980-х годов. Очевидно, что эту машину выпускать смысла нет. Видимо, речь идет о том, что власти будут пытаться запустить совместно с КамАЗом новые автомобили отечественной разработки. Новый автомобиль с нуля сейчас создать стоит безумно дорого, это очень долго, и, самое главное, для этого необходима плотнейшая кооперация с кучей мировых производителей коробок передач, стекол, электроники, блоков управления — всего вплоть до резины. Я думаю, что единственный какой-то более или менее логичный шаг — это попытка запустить выпуск электромобиля, недорогого, поскольку его создать сейчас намного проще, чем автомобиль с бензиновым или дизельным двигателем. До миллиона рублей машину со средними характеристиками и ниже среднего создать на сегодняшний день можно».
Альтернативными каналами поставок для бывших заводов Renault, как говорили наши собеседники, могли бы стать Турция или Румыния. Турция — потому что то же качество, что и в Китае, но по срокам быстрее. А Румыния — потому что местный концерн Dacia перешел французам из Renault еще в 1999 году и образовал бизнес-единицу Renault Dacia-Lada. Могли бы помочь запчастями по старой памяти. Третий вариант, как писал в блоге Собянин, локализация производства нужных компонентов в России — совместно с КамАЗом и Минпромторгом.