«АвтоВАЗ» передал свою долю Renault в госсобственность
Лента новостей
Как сообщили в Минпромторге, иностранный концерн может выкупить долю обратно в течение шести лет. Активы Renault получили институт НАМИ, правительство Москвы и «Ростех»
Обновлено в 13:15
Доля Renault в «АвтоВАЗе» перешла в государственную собственность, сообщили в Минпромторге. Автопроизводитель передал свои активы Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту.
В Минпромторге заявили, что сделка по национализации активов Renault подразумевает возможность для иностранного концерна выкупить обратно свою долю в течение шести лет.
Ранее ТАСС писал, что долю может купить один из китайских автоконцернов или «Ростех», которому уже принадлежат 32% акций, но госкорпорация находится под санкциями, отмечали эксперты.
Renault оценил стоимость своих активов в России больше чем в 2 млрд евро. При этом сумма сделки, в рамках которой активы перейдут в собственность России, — рубль, говорил ранее глава Минпромторга Денис Мантуров.
На заводах «АвтоВАЗа» продолжат выпускать всю линейку автомобилей Lada. Также компания будет обслуживать автомобили Renault в России. Комментирует автоэксперт Игорь Моржаретто:
Игорь Моржаретто автоэксперт«НАМИ — это формальные держатели пакета акций Renault, это порядка 70%. Почему выбран НАМИ? Профильный институт, у него статус ФГУП — федеральное государственное унитарное предприятие. То есть «Ростеху» нельзя было передать, поскольку он под санкциями, нужна была государственная организация. Хотя управлять будет не НАМИ, в лучшем случае от НАМИ будет, условно говоря, председатель совета директоров. У Renault была совместная разработка по нескольким моделям с «АвтоВАЗом» — XRAY, полностью это Renault, ну и Largus. Но платформа Largus и лицензия есть у «АвтоВАЗа». То есть понятно, что «АвтоВАЗ» будет выпускать собственные модели, свои разработки — это Granta, две «Нивы» — старую и новую. По поводу других моделей есть вопросы по комплектующим — это и Largus, и Vesta, потому что там большая доля комплектующих Renault. Кто будет поставлять, как будут поставлять, пока непонятно. Поставлялись и с других заводов, от других поставщиков Renault, из Румынии в частности. Пока спецоперация продолжается, никаких разговоров о возврате иностранных компаний в Россию нет».
25 апреля «АвтоВАЗ» возобновил работу после корпоративного трехнедельного отпуска на фоне дефицита комплектующих, но на конвейер вернулись не все модели, а простой продолжается до сих пор, говорит сотрудник «АвтоВАЗа», председатель профсоюза «Единство» Леонид Емшанов:
Леонид Емшанов сотрудник «АвтоВАЗа», председатель профсоюза «Единство» «На производство запасных частей задействованы только несколько цехов. Завод простаивает, сборочная линия простаивает. Отсутствие автокомпонентов. В ближайшее время пока не заработает. Сборка Lada Vesta, говорят, до осени будет стоять или как минимум до лета. Те, кто подписал срочные трудовые договоры, они сейчас пять дней в месяц работают, в том числе и я, задействованы на хозработах на территории предприятия. Тебе разрешают отработать пять дней в месяц и за это получить 13 тысяч рублей. Те, кто отказался, сидят дома, получая две трети от среднего заработка — 15-20 тысяч рублей. Те, кто работают, получают, как и положено, оклад плюс премия, то есть те, кто задействованы на изготовлении запасных частей».
Московский завод Renault перешел на баланс Москвы, на предприятии возобновят выпуск автомобилей под брендом «Москвич», это анонсировал мэр столицы Сергей Собянин на своем сайте:
«Мы постараемся сохранить большую часть коллектива, непосредственно работающего на заводе и у его смежников.
Основным технологическим партнером возрожденного Московского автомобильного завода «Москвич» станет КамАЗ. На первом этапе будет организовано производство классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе — и электромобилей.
Автозавод на Волгоградском проспекте имеет большую и славную историю. Почти 100 лет назад он начинал с производства автомобилей Ford. На протяжении десятилетий здесь выпускались легендарные отечественные «Москвичи». С 1998 года завод сотрудничал с Renault, и с его конвейера сходили «Логаны», «Дастеры» и «Сандеро». В 2022 году мы откроем новую страницу в истории «Москвича».
Создать электромобиль «Москвич» — идея разумная, а разработать новую бензиновую модель с нуля — это скорее утопия, считает автоэксперт Артем Бобцов:
— Относительно «Москвича» последней модели, который выпускался на автозаводе, — это была модель 21-41, многие ее помнят, ее выпуск прекратился 24 года назад. И уже на тот момент эта машина была практически устаревшей, она разработки еще 1980-х годов. Очевидно, что эту машину выпускать смысла нет: ни экономического, ни физического, ни финансового. Видимо, речь идет о том, что власти будут пытаться запустить совместно с КамАЗом новые автомобили отечественной разработки. Новый автомобиль с нуля сейчас создать стоит безумно дорого, это очень долго и, самое главное, для этого необходима полнейшая кооперация с кучей мировых производителей коробок передач, стекол, электроники, блоков управления — всего, вплоть до резины. Я думаю, что единственный какой-то более или менее логичный шаг — это попытка запустить выпуск электромобиля, недорогого, поскольку его создать сейчас намного проще, чем автомобиль с бензиновым или дизельным двигателем. Истинная-то причина перевода завода другая, это попытка сохранить рабочие места, чтобы много людей не потеряли работу, и сейчас, наверное, будут хаотические попытки придумать, что можно наладить и выпускать, хотя бы в горизонте одного-двух лет.
— Небольшой электромобиль, бюджетный?
— До миллиона рублей машину со средними характеристиками и ниже среднего создать на сегодняшний день можно. КамАЗ сейчас срочно готовит производство, устаревшую кабину свою модели К-4. Можно попробовать с китайцами скооперироваться, у них брать электронику. Но в части завода «Москвич», если бы страна была не под санкциями, самый разумный шаг был бы, что делают в таких случаях владельцы заводов, они покупают лицензию на выпуск автомобиля. Если опцион остался, то Renault придет и его реализует. То, что там выпускают, с этим они придумают, что делать, все-таки они забирали «АвтоВАЗ», когда там выпускалась куча всего, и постепенно заменили все модели на модели на своих платформах Renault.
В результате сделок доли в активах распределятся следующим образом: 100% акций завода Renault в Москве будут принадлежать правительству Москвы. Почти 68% акций автоконцерна «АвтоВАЗ» перейдут в собственность России в лице автомобильного института НАМИ. Оставшуюся долю сохранит «Ростех». Обе сделки уже получили одобрение ФАС России, отметили в Минпромторге.