Автозапчасти в России продолжают дорожать
Лента новостей
Больше всего среди наружных кузовных элементов подорожали бамперы — в среднем на 33%. На 32% также увеличились в цене передние фары, крылья — на 31%, передние двери — на 30%, капоты, задние двери и решетки радиатора — на 29%
За март — апрель детали для кузовного ремонта, по данным «Тинькофф страхования», выросли в цене в среднем на 30%. Дефицит запчастей испытывают до трети сервисных центров. Проблему должен был решить параллельный импорт, однако ему пока мешают действующие регламенты.
Если раньше с началом автокризиса участники рынка опасались дефицита микросхем, комплектующих и расходников, то теперь все внимание — к запчастям для кузовного ремонта. Бамперы, фары, крылья, стекла, решетки радиатора — все выросло в цене за последние два месяца. Лидером подорожания стал Ford, отмечают аналитики, потом — Subaru, Mercedes-Benz, BMW и Audi. На самые ходовые Kia и Hyundai подорожание от 15% до 20%. Вот какие цифры привел Business FM вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко:
— Стекольные запасные части — подорожание от 30% до 70%. Масла сейчас припали, у них где-то от 15% до 20% удорожание, но это российские, иностранных у нас уже нет больше. Кузовные детали где-то в среднем процентов на 30-35 подорожали. Иностранные двигатели — в районе 50% подорожание. Отечественные, все, что у нас выпускается, — в среднем 20-22%.
— Параллельный импорт как-то ситуацию улучшит?
— Уже работает, мы сейчас активно связи налаживаем с Турцией. У нас сейчас Турция перекрывает то, что даже с Китаем раньше тащили, потому что по срокам быстрее получается.
Средняя стоимость оригинальных запчастей в страховой корзине, которую указывают концерны на конец апреля, составила более 94 тысяч рублей. Рост — почти 97%, по подсчетам Russian Automotive Market Research. Агрегаторы запчастей подняли цены на 85%. Обращаться на сторонние площадки по типу AliExpress — себе дороже, там за качество никто поручиться не может, констатирует гендиректор автосервисной компании АТГ Владимир Дроздовский:
— Какие-то запчасти есть в наличии, они взлетели в цене существенно, причем взлетели совершенно неоправданно. В качестве примера: одна позиция стоила раньше в районе 7 тысяч рублей, ее сейчас продают, торгуют за 50 тысяч, можно найти и за 19 тысяч. Ажиотаж, спекуляция, хотя уже курс вернулся к прежнему состоянию. Доставкой многие не могут ничего привезти, но я думаю, это такое временное явление, тут, может быть, цена вырастет, потому что через третьи страны пойдет. За это время, начиная с февраля, мы пока все находили.
— Отток есть при этом клиентов?
— Отток начался еще с пандемии.
Ранее Минпромторг представил список товаров, доступных для параллельного импорта, то есть поставок без согласия правообладателя. Там есть большой раздел, посвященный автомобилям, а также их запчастям: присутствуют практически все известные марки. Вот только в случае авторынка в конфликт с параллельным импортом вступает техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств». Если коротко, он запрещает ввоз авто и деталей без сертификатов, а за них приходится существенно доплачивать. Пришла пора радикальных мер, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:
Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Параллельный импорт сейчас невозможен, потому что у нас есть базовый документ — технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств». Вдруг какая-нибудь российская компания получит разрешение от правообладателя, она в любом случае будет оплачивать астрономические суммы. Одобрение типа транспортного средства на каждую модель автомобиля обойдется минимум в 80 млн рублей. Сертификаты на компоненты стоят дешевле, но и там стоимость может достигать миллионов и миллионов. Сейчас единственное решение, которое есть, — это, к глубокому сожалению, отмена или приостановка технического регламента. За прошедшие годы Россия взяла на себя огромные технические обязательства по безопасности автомобилей, в России гораздо более жесткие требования действуют, чем даже в Германии. И я так понимаю, другого выхода нет, кроме как эти требования отменять».
Запасов запчастей в России на самые популярные марки хватит еще на три-четыре месяца, считают аналитики. Пока что Центробанк разрешил страховщикам считать стоимость ОСАГО по ценам аналогов, а не оригиналов. Вот только мера эта чисто техническая. Чтобы не остаться без деталей к концу лета, как считают аналитики, придется убирать регламенты, мешающие параллельному импорту, и вводить те меры, которые страховые компании просили изначально: разрешить ремонт бывшими в употреблении деталями и теми же аналогами из Китая.