В «Гоголь-центре» поставили спектакль «Берегите ваши лица»
Лента новостей
В основу спектакля легла одноименная пьеса Андрея Вознесенского. Почему в «Гоголь-центре» решили взяться за этот материал более полувека спустя?
Вениамин Смехов, группа Shortparis и пьеса Андрея Вознесенского встретились на сцене «Гоголь-центра». Там необычная премьера — «Берегите ваши лица». Первый и последний раз зрители видели эту постановку в семидесятом году в Театре на Таганке, в интерпретации Юрия Любимова.
«Берегите ваши лица» показали в Театре на Таганке всего три раза. Потом спектакль запретили. Сохранились только бумажные экземпляры текста. Один из них «Гоголь-центру» год назад передал пасынок Вознесенского, миллиардер Леонид Богуславский. Вениамин Смехов — единственный, кто играл и в той постановке на Таганке, и в сегодняшней новой версии:
Вениамин Смехов актер кино и театра «Мне очень нравятся спектакли, где есть для зрителя обращение к сердцу, к уму, к какому-то жизненному опыту. Я думаю, что и в этом спектакле будет место таким образом воспринимать то, что будет показано. Открытые репетиции и то, что есть в сценарии, — не все вошло в тот спектакль. Много было импровизаций, много пантомимы. То, чего я боялся, — что Савельев хотел, чтобы прозвучала «Охота на волков». Наверное, не буду вам объяснять, почему мне было немножко опасно. Оказалось, нет. Блестящая команда. Я читаю из того, что я буду читать, одно стихотворение из того спектакля: «Провала, прошу провала». Мы втроем читали: Золотухин, я и Высоцкий. Спектакль «Берегите ваши лица» — считается, что это был политический запрет. Но то, что вообще мы жили в те годы, вторая половина 70-х особенно — это было время застоя, время анекдотов про Брежнева и так далее. Но что касается свободы — это основное условие жизни людей в искусстве. Свобода площадки этой рифмуется с площадкой Театра на Таганке».
Структура, очередность стихотворного материала в новом спектакле сохранены. Но режиссер Савва Савельев решил добавить еще одну ключевую линию, связанную с советским и российским художником Владиславом Мамышевым-Монро. Он любил примерять на себя образы известных людей. Два его самых любимых — Мэрилин Монро и Адольф Гитлер. В спектакле эти герои тоже появляются, отмечает Савва Савельев:
Савва Савельев режиссер «У меня дома есть стеллаж с книгами, с альбомами. У меня на стеллаже упал взгляд на каталог Влада Мамышева-Монро, и в этот момент у меня все сложилось. «Берегите ваши лица» я расшифровываю как вежливое обращение к конкретному человеку. Обращение на «Вы». Влад Мамышев-Монро посвятил свое творчество художественное постоянной смене лиц. В этом смысле есть удивительное пересечение между материалом пьесы, которая в 70-м году была поставлена на «Таганке», где красной нитью проходит у Вознесенского такая строчка: как кинохронику просматриваю я леса, стада, толпы, как найти то самое лицо, как не обмануться?»
«Берегите ваши лица» Савельева — это спектакль, кино, телевидение и перформанс одновременно. Постановка наверняка привлечет поклонников известной экспериментальной группы Shortparis, которая тут отвечает за музыкальное сопровождение, причем будет играть вживую на каждом спектакле. Говорит солист коллектива Николай Комягин:
Николай Комягин солист Shortparis «Мы на самом деле довольно вольно повели себя в отношении поэзии. Где-то мы даже дописывали строчки, но этого было минимум. Где-то мы разворачивали синтаксис внутри, где-то мы меняли строки местами, брали строки из разных абзацев и сращивали их, а они рифмовались друг с другом уже изначально. То есть это был такой конструктор и, возможно, благодаря этому получилось актуализировать текст, и он звучит так, будто бы это местами ода современной России, местами это панихида по современной России».
На премьеру в ближайшие дни билетов ожидаемо нет. Следующие показы — в конце июня. На мой взгляд, лучше брать места в партере, но подальше — чтобы было удобнее смотреть включенное в спектакль кино.