Об уходе из России объявили Siemens, Fortum и стартап по производству электромобилей Arrival
Лента новостей
Ранее немецкая и финская компании приостановили инвестиции в новые проекты в России. Каковы последствия ухода с рынка трех компаний?
Обновлено в 15:33
О своем уходе из России объявили немецкая компания Siemens и финская энергетическая компания Fortum. Обе ранее уже заявляли о приостановке инвестиций в новые проекты, теперь принято решение о сворачивании бизнеса. Siemens — это один из крупнейших в мире конгломератов, который занимается электротехникой и электроникой, транспортом, энергетическим и медицинским оборудованием и многими другими направлениями.
В частности, Siemens производит или поставляет в Россию оборудование для генерации и передачи электроэнергии, контрольно-измерительные приборы, слуховые аппараты, томографы, светотехнику под маркой Osram, информационные системы и автомобильные комплектующие.
Кроме того, Siemens занимается производством моторизованных вагонов для поездов «Ласточка». Их выпускает завод «Уральские локомотивы» в Свердловской области. Будут ли проблемы у РЖД в связи с уходом Siemens? Говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин:
Павел Иванкин президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры «Большой проблемы с Siemens не было, поскольку вся линейка, которая производится сегодня в России, практически локализована здесь. Локализация достигает 99%. По тем комплектующим, которые еще пока не локализованы, больших проблем не наблюдается, это не приведет к корректировке программ, которые сегодня есть у производителей, на инвестиционную программу РЖД скорее всего это не окажет влияния, здесь возможны другие факторы, я имею в виду, если смотреть на инвестиционную программу РЖД. То, что касается в целом обслуживания, ремонта и всех вещей, связанных с сопровождением, насколько я понимаю, компания Siemens делает это очень аккуратно, грамотно. Вся документация, которая сегодня необходима российским специалистам для того, чтобы осуществлять процедуры, связанные с осмотром, ремонтом и сопровождением, остается на территории Российской Федерации, и все специалисты компании Siemens, которые работали в России, остаются на своих рабочих местах, только перемещаются в другую компанию».
Fortum — это финская государственная энергетическая компания, которая занимается продажей, передачей и генерацией электроэнергии. Компания работает в Северной Европе, Балтийском регионе и России. В структуру Fortum в России входят семь теплоэлектростанций. Четыре из них находятся в Челябинской области, три — в Тюменской, в том числе Няганская ГРЭС — одна из крупнейших тепловых электростанций России. О последствиях ухода говорит советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие инвестиции» Сергей Хестанов:
Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие инвестиции» «В обозримой перспективе нужно быть готовым к тому, что значительное количество известных, крупных западных брендов, причем из самых разных секторов экономики скорее всего покинут [Россию], в лучшем случае какие-то соглашения будут заморожены. Возможно, часть компаний сохранят неформальное присутствие, допустим, лояльным отношением к серому импорту продукции, но того присутствия, которое было перед этим, скорее всего мы на долгие годы будем лишены. С одной стороны, это откроет большой рынок для российских компаний, но с другой стороны все понимают, что заменить лидеров рынка по многим позициям отечественным компаниям, по крайней мере за разумное время, будет сложно. Поэтому где-то будут применяться компромиссные решения, где-то высокотехнологичная продукция будет заменяться менее технологичной, будут упрощаться техпроцессы, это упрощение, скорее всего, произойдет относительно гладко. Но в отдельных ключевых процессах, ключевых отраслях будут определенные сложности, поэтому и к локальным дефицитам нужно быть готовым. За очень редким исключением подобрать замену можно почти всегда. К сожалению, ценой такого подбора является снижение эффективности. Критичная область — это микроэлектроника. Там степень отставания отечественного производителя от мирового рынка измеряется поколениями. Там, наверное, полное импортозамещение даже ценой сильного шага назад или невозможно, или имеет ограничение».
Еще одна уходящая компания — британская Arrival, штаб-квартира которой находится в Лондоне. Ее основал бывший генеральный директор мобильного оператора Yota и замминистра связи России Денис Свердлов. Компания планирует выпускать электромобили, которые будут стоить столько же, сколько и авто с двигателем внутреннего сгорания. Компания перевезла почти всю российскую команду в Тбилиси и не планирует вести «какие-либо операции в России в будущем». Чем именно занималось российское отделение Arrival, рассказывает ведущий телеканала «Авто плюс» Павел Федоров:
Павел Федоров ведущий телеканала «Авто плюс» «Чтобы вывести саму компанию из-под возможных санкций, то есть это больше IT-подразделение, а не автомобильное в полном смысле этого слова, они перевозят команду в Грузию, потому что это просто, это рядом, это недорого относительно для них, и эта команда продолжит работать и делать качественный софт. Ни для кого не секрет, что [в России] очень сильные программисты, которые востребованы в разных областях, в том числе в электротранспорте. Это не речь о том, что производился транспорт на территории России и теперь уехал, в России этого транспорта не будет, это британская компания изначально с российскими корнями и только IT-команда, которая находилась в России».
В данный момент многие IT-специалисты и компании уехали из России. Правительство ведет активную поддержку отрасли, чтобы удержать специалистов в стране. Среди предложений ведомства — освободить всех сотрудников IT-компаний от уплаты НДФЛ на ближайшие три года, а сами компании — от уплаты налога на прибыль; выдавать им льготную ипотеку под 5% и другие меры.