Регулировать скорость электросамокатов хотят ГОСТом
Лента новостей
Документ проходит согласования в правительстве. Планируется, что в нем будут содержаться требования к ввозимым в РФ средствам индивидуальной мобильности. Среди параметров будет и максимальная скорость аппаратов: до 25 километров в час
В правительстве планируют принять новый ГОСТ, который установит требования к средствам индивидуальной мобильности (СИМ), ввезенным в Россию. Правила будут касаться не только электросамокатов, но и моноколес, а также других подобных устройств. В частности, предлагается ограничить скорость средств индивидуальной мобильности до 25 километров в час, а в парках — до 6 километров в час. Кроме ограничения скорости, ГОСТ введет требования к размеру колес, световым приборам, маркировке электросамоката и другим параметрам.
Документ пока не принят, сейчас он проходит этап согласования. Инициаторами создания ГОСТа выступают Минцифры и мэрия Москвы, а авторство принадлежит Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту НАМИ.
ГОСТ будут обсуждать до конца июня, но если его примут в таком виде, в котором он есть сейчас, то с рынка могут исчезнуть моноколеса, говорят эксперты. Электросамокаты тоже ждет сокращение моделей, и они подорожают, поскольку не все производители захотят подстраиваться под новые российские правила. Сами мы самокаты не производим — большая часть едет из стран Азии, в частности из Китая и Тайваня.
Для того чтобы ограничить скорость, самокат переделывать не придется — ограничение может быть зашито в программу самоката. Но что касается снижения скорости до 6 километров в час в парках, то тут все гораздо сложнее, говорит организатор движения городских самокатов Letʼs kick Александр Нилов.
Александр Нилов организатор движения городских самокатов Letʼs kick «Следующий момент возникает с необходимостью автоматического замедления, если у операторов шеринг-сервисов есть свои базы данных медленных зон, которые согласовываются с городами, с администрацией, остается вопрос, кто будет этим заниматься для частных самокатов. Получается, должна быть создана организация, скорее всего, государственная, реестр медленных зон, или как-то еще он будет называться. Взаимодействие с какой-то государственной структурой таким же образом повлечет кучу согласований и удорожание. Очень странно выглядит введение жестких, практически заградительных ограничений на фоне отсутствия правил дорожного движения для средств индивидуальной мобильности. Кажется, что логичнее было бы ввести правила, а затем уже вводить ограничения».
Если владелец электросамоката, к примеру, обойдет ограничение скорости, а эксперты считают, что сделать это совсем не сложно, то привлечь его к ответственности будет затруднительно, поскольку с точки зрения правил дорожного движения электросамокаты сейчас, в зависимости от мощности, приравниваются или к пешеходам или мопедам и мотоциклам. Да и пока непонятно, кто и как должен это все контролировать.
Тем не менее электросамокаты давно пора начать регулировать, говорит автоэксперт Артем Бобцов.
Артем Бобцов автоэксперт «Появление любого документа, регламентирующего электросамокаты, нужно приветствовать, потому что это новый вид транспорта, мы сейчас стоим на пороге революционного перехода на средства индивидуальной мобильности, можно сравнить его с переходом с гужевых повозок на автомобили в начале XX века. Главная проблема любого средства транспорта — безопасность, на безопасность влияет только один параметр — это скорость в данном случае, так как пассивных средств безопасности у скутеров, моноколес нет, водители открыты всем ветрам, что называется. Единственное, что может их защитить, — это невысокая скорость».
Количество аварий с электросамокатами растет. Помимо скорости серьезной причиной является и то, что для езды на них не нужен никакой допуск.
По данным МВД, в 2021 году произошло 672 аварии с участием средств индивидуальной мобильности, это почти на 70% больше, чем в 2020-м. 20 человек погибли, 704 ранены. При этом арендованные самокаты участвовали в авариях всего в 10% случаев. Вероятно, дело тут в том, что кикшеринговые компании обязали ограничивать скорость до 25 километров в час и до 15 километров в час в «медленных зонах» еще в прошлом году.
Ну а в том, что мэрия Москвы принимает участие в создании ГОСТа, нет ничего удивительного. По данным Александра Нилова, в столице только количество арендных электросамокатов сейчас больше 10 тысяч.
Жители центра Москвы, в частности Патриарших прудов, уже несколько лет жалуются, что припаркованные самокаты мешают пешеходам. И в некоторых случаях это не преувеличение — через хаотично брошенные посреди улицы самокаты действительно порой приходится пробираться, как через густой электросамокатный лес.