Неудобный прокат: почему в России нельзя арендовать машину в одном городе и вернуть в другом?
Лента новостей
В прокатных конторах, куда Business FM позвонила под видом клиента, могли предложить только услугу обратного перегона машины, стоимость которой такова, что дешевле сделать это самому. Эксперты говорят, что ситуация вряд ли изменится, в том числе из-за грядущего дефицита российского автопарка
Клиенты российских сервисов аренды машин жалуются на то, что не могут взять авто в одном городе и сдать его в другом. Почему такая опция, в отличие от Европы, до сих пор недоступна в России? И появится ли она?
Москвич Максим раньше путешествовал на машине по европейским городам. Пользовался зарубежными сервисами Avis или Europcar. К примеру, брал в прокат автомобиль в аэропорту Барселоны, доезжал до Севильи и там его сдавал. В этом году житель столицы решил проделать то же самое с отечественными компаниями по аренде машин. Однако, к его удивлению, такой функции у российских сервисов не оказалось. При том, что один из них работает в 55 российских городах, рассказывает Максим:
«Прилетаем мы в Минеральные Воды, а улетаем из Махачкалы. Соответственно, хотели взять машину в Минеральных Водах и сдать в Махачкале, и выяснилось, что вот таких вот сервисов, как аналогов Avis и Europcar, в России просто-напросто нет. То есть ты можешь взять машину в одном месте, сдать ее должен там же. Причем даже крупные какие-то сети, которые позиционируют себя как такие всероссийские, все равно говорят, что нет, вы можете взять только там же, где вы ее брали, что кажется довольно странным. Получается, что из Сочи в Крым нельзя съездить, сдать там и наоборот. В общем, вот с такой проблемой столкнулись».
В некоторых сервисах взять машину в одном городе и оставить в другом нельзя, потому что она принадлежит физическому лицу. Такие компании арендуют авто у собственников, поэтому и работают только на территории их проживания. Об этом Business FM сообщили в сервисе проката автомобилей RentRide, куда редакция позвонила под видом клиента:
— Мы хотим из Сочи поехать в Симферополь. Сможем ли мы в таком случае в Симферополе эту машину и оставить, чтобы не переплачивать за то время, пока не будем на ней ездить?
— К сожалению, нет. Дело в том, что эти машины принадлежат частным лицам, то есть это не наши автомобили. Вы берете у частного лица в Сочи и должны сдать ее в Сочи тоже.
— Я вас поняла. А за доплату или, например, если сотрудника вашего брать, чтобы он потом ее отогнал?
— У нас есть собственники в разных городах, но офис только в Москве, поэтому он чисто физически не сможет ее перегнать.
Ряд компаний все же соглашаются за дополнительную плату отогнать авто туда, где вы его взяли. В службе «Прокат авто 24» Business FM рассказали, сколько будет стоить вернуть машину из Симферополя в Сочи:
— Это будет платная услуга, она будет стоить 15 тысяч рублей. Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Rapid — это один класс автомобиля — будет стоить 3 тысячи рублей, так как вы берете на сутки. Если брать на больше, то оно дешевле выходит.
— Три тысячи рублей всего вот за эти сутки? Получается меньше, чем мы доплатим за то, что мы оставляем в Симферополе.
— Да, это сама доставка, потому что менеджер будет ее гнать обратно, эту машину.
— А с Краснодаром получается, если мы там будет оставлять, поедем в ту сторону? То же самое будет, те же 15 тысяч?
— Десять тысяч.
— Там подешевле.
При таких условиях платить за то, чтобы представитель сервиса отогнал вашу машину, невыгодно. Те же 15 тысяч рублей — это пять дней аренды. Дешевле будет самому съездить из Сочи в Симферополь, отдохнуть там три дня и вернуться обратно. Хотя компания, куда мы позвонили, покрывает не один, а сразу три города. Так почему же она не разделяет свой автопарк? Комментирует автоэксперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт «Компания, которая в Сочи находится, знает примерно уровень спроса на свои автомобили и исходя из этого держит необходимое количество машин в прокате. Спрос в Симферополе гораздо более, скажем так, периодичен и сезонен. В Сочи все-таки много людей круглый год живет, а Симферополь — это исключительно такая отпускная история летняя, поэтому компания опасается опять же, что машина будет простаивать, а для прокатной компании машина, которая стоит, это прямой убыток, это даже не недополученная прибыль, это прямой убыток, потому что машину нужно обслуживать, за ней следить, страховать и так далее, даже если она стоит на месте».
По мнению Артема Бобцова, из-за разных потоков туристов в ближайшее время вряд ли появятся сервисы, у которых будет подобная функция. Свою лепту вносит и экономическая ситуация — расширять свой автопарк ренткарам теперь будет проблематично.