Напрасные слова на этикетках: без каких данных могут остаться продукты питания?
Лента новостей
Идеи изменить требования к этикеткам появились после просьбы бизнеса. При этом в правительстве уже заверили, что от информации о сроке годности и составе продукта отказываться не собираются
Информацию о сроке годности продукта и о его составе с этикеток убирать не собираются, поспешили успокоить в правительстве. Хотя об этом речи и не шло. Судя по данным РБК, есть идея убрать указание, в каком месте можно найти данные о сроке годности, то есть общую фразу: «дата изготовления, годен до: указаны на упаковке». Также есть предложение сократить сведения о месте производства товаров. В общем-то, логика есть: покупатель, как можно предположить, и сам догадается, что где-то на упаковке должен быть указан срок годности. Такое решение могут принять после просьбы бизнеса разрешить уменьшить площадь этикеток, чтобы сэкономить на бумаге и чернилах, которые из-за санкций стали дефицитными.
Впрочем, даже если ради этой благой цели с этикеток и уберут надпись о местонахождении срока годности, вряд ли это сильно сократит издержки. Скорее будет наоборот, полагает замгендиректора по коммуникациям АО «Русское Молоко» Анна Бойко-Великая:
Анна Бойко-Великая замгендиректора по коммуникациям АО «Русское Молоко» «Какая разница — есть, нет? На данное написание краски используется мизерное количество. У производителей рисунки гораздо больше занимают места и требуют краски. Поэтому довольно странная тема. Сомнительно, что это вообще положительный эффект возымеет. Даже больше скажу: любые изменения в упаковке у некоторых производителей стоят денег. Немалых денег. И убрать что-то тоже стоит денег. Это скорее не экономия, а, наоборот, дополнительные расходы».
Другое дело, что на этикетках действительно порой можно найти лишнюю для покупателя информацию. Например, подробные сведения о составе. Конечно, полезно знать, сколько в колбасе мяса, а сколько — иных продуктов. Хотя, если честно, иногда для душевного равновесия лучше не знать. Но возьмем, к примеру, воду. Точно ли потребителю нужно мелким шрифтом сообщать о том, сколько конкретно в этой воде содержится кальция, магния и натрия и что жидкость обработана с помощью технологий ионного обмена и ультрафиолетового излучения? Тем более что без лупы прочесть все это сможет не каждый. А для самых взыскательных потребителей можно напечатать QR-код, который приведет на сайт с полной информацией.
Есть еще и другая проблема, о которой говорят виноделы. Государство предъявляет много требований к этикеткам для алкоголя. Но дело даже не в этом, а в том, что эти требования регулярно меняются, указывает маркетолог новороссийской винодельни Chateau pinot Оксана Станишевская:
Оксана Станишевская маркетолог новороссийской винодельни Chateau pinot «Там очень много изменений происходит на законодательном уровне, очень часто. Бывает, что мы заказываем партию контрэтикеток, которая просто в какой-то момент становится непригодной для использования. Это большая проблема, что законодатель никак не может угомониться и прийти к определенному стандарту и его соблюдать. За эти несколько лет, что я занимаюсь производством этикетки для винодельни, раз пять или семь мы с этим сталкивались. И каждый раз требования все смешнее и смешнее».
По большому счету потребителю важно знать сорт вина, его происхождение. А вот обязательная информация о содержании веществ, что прописано в каком-то сертификате, — наверное, не самая главная. Для бизнеса же важно, чтобы единые всех устраивающие стандарты один раз приняли и больше не меняли, как это было совсем недавно, когда законодатели запретили называть вино словом «столовое», а напитки, некогда гордо носившие название «плодовые вина», стали плодовой алкогольной продукцией. Но проблема по нынешним временам не такая уж существенная. Цена этикетки в себестоимости продукта питания обычно в пределах 5%. А важнейшую для покупателя информацию о сроке годности убирать не собираются. По крайней мере, пока. Или, пользуясь языком «недружественных» стран, best before…