Тинькофф банк отрицает версию Олега Тинькова о давлении в ходе продажи его доли в банке
Лента новостей
Основатель банка в интервью NYT заявлял об оказываемом на него давлении в ходе сделки, в результате которого он был вынужден продать свою долю значительно дешевле ее стоимости. В Тинькофф банке снова подчеркнули, что Тиньков уже давно не имеет никакого отношения к делам компании и никаких угроз руководству не поступало
Олег Тиньков заявил, что его «вынудили» продать долю в Тинькофф банке всего «за 3% от ее рыночной стоимости». В интервью The New York Times предприниматель рассказал, что на следующий день после его поста с критикой спецоперации с руководством банка связались представители власти.
По словам Тинькова, они угрожали национализировать компанию и буквально заставили его продать долю «за копейки»: «Я не мог обсуждать цену. Это было так, словно я заложник: ты берешь то, что предложили. Я не мог вести переговоры». Сумму сделки Тиньков не раскрыл.
Головная компания Тинькофф банка — TCS Group — 28 апреля сообщила, что 35% ее акций купит группа компаний «Интеррос» Владимира Потанина. Такая же доля принадлежала семейному трасту Олега Тинькова.
В интервью миллиардер поблагодарил Потанина за то, что смог «выручить хоть какие-то деньги». По его словам, он и без того подумывал продать свою долю.
Комментирует глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» политолог Евгений Минченко:
Евгений Минченко президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»«Кто сказал, что такое 100%? В том и суть фондового рынка, продажи бизнеса, что нет никакой реальной цены. Есть цена, которую готовы заплатить. Во-вторых, если бы ему было жалко избавляться от доли в своем детище, которое при этом формально ему не принадлежало, наверное, он долго бы не вел переговоры и не пытался найти хоть какого-нибудь покупателя. То есть сама по себе версия Тинькова не подтверждается фактами. Информация о том, что он ищет покупателя на свою долю, и то, что нынешнее руководство банка его всячески в этом поддерживает, потому что он стал для них токсичным акционером и они уже давно думали на тему ребрендинга, на мой взгляд, эта вся совокупность фактов не подтверждает вот эту версию о дороговизне или дешевизне того или иного актива. Я думаю, что история, как я могу реконструировать, примерно такая: у человека проблемы со здоровьем, у человека проблемы с налоговыми органами США, плюс на это накладываются риски, связанные вообще в целом с давлением на любых бизнесменов, имеющих российское происхождение, ну и вот в этом смысле бурная фантазия Тинькова, которая когда-то ему помогала зарабатывать деньги, теперь была обращена на то, чтобы сформировать образ жертвы и попытаться таким образом минимизировать свои потенциальные проблемы на Западе».
Тинькофф банк в комментарии The New York Times отрицает версию Олега Тинькова. По словам представителя банка, угроз в адрес руководства не было и Тиньков давно не участвует в жизни компании и не вовлечен ни в какие дела.
В середине апреля стало известно, что «Интеросс» Потанина выкупил долю французского банка Societe Generale в Росбанке. Накануне стало известно, что французский банк потерял более 3 млрд евро из-за ухода из России.
Сделки о продаже долей в российских банках сейчас проходят по крайне низким ценам, говорит гендиректор аналитического агентства «Бизнесдром» Павел Самиев:
Павел Самиев гендиректор аналитического агентства «Бизнесдром» «Сейчас ситуация очень нестандартная: весь рынок очень сильно ушел вниз, и стоимость на банковском рынке и на большинстве других рынков такова, что она соотносится со стоимостями тех же активов, например, полгода назад, может быть, не как одна десятая, но как одна пятая, как одна третья где-то, и как одна десятая, наверное, в сегментах. В любом случае везде стоимость упала, везде дисконты, и сделки, которые могли бы быть совершены по каким-то ценам полгода назад, сейчас невозможны. «Тинькофф» — сейчас это банк, который имеет очень высокую долю на рынке и в рознице и в различных сегментах розничного банкинга. Предстоит, очевидно, ребрендинг, поэтому стоимость именно бренда и позиционирование банка в этом смысле тоже должно оцениваться с дисконтом, но позиции на рынке довольно сильные и очень хорошие перспективы сохранения их. Надо отметить, что банк очень высокорентабельный. Его показатели рентабельности капитала и рентабельности активов одни из лучших на рынке, но среди крупнейших банков, наверное, самые лучшие. Влияние репутации бренда, истории и так далее достаточно важно, но в банковской сфере именно сам факт, кто акционер, является ли акционером основатель банка или же уже новый инвестор, это менее значимым может быть в этом плане, вклад именно личного бренда, поэтому логика этих покупок, очевидно, что это дешевые сейчас активы, которые имеют большой апсайд, большой возможный рост стоимости, и, возможно, другие появятся аналогичные активы».
В 2020 году долю головной компании в банке планировал купить «Яндекс». Сумма возможной сделки оценивалась в 5,5 млрд долларов. Но Тиньков принял решение отказаться от продажи. Разрыв сделки он объяснил тем, что «Яндекс» «забюрокраченная компания», в будущее которой он не верит.